- Договорное право

Штраф за нарушение требований промышленной безопасности… Что с этим делать?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штраф за нарушение требований промышленной безопасности… Что с этим делать?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В случае выявлении нарушения законодательства, сотрудником контролирующего органа сразу оформляется административный протокол о правонарушении. Если требуется выяснить дополнительную информацию, то составляется в течение 2 суток с момента выявления проступка.

Принудительная приостановка

Данная процедура бывает следующих видов:

  • Административная приостановка деятельности компании согласно российским законам используется при выполнении правонарушений административного характера (в кодексе РФ установлен их список). Решение о таком наказании выносится в судебном порядке. В соответствии с ч. 2 ст. 32.12 КоАП России могут выполняться следующие действия: накладываться пломбы, опечатываться объекты и пр. При этом приглашаются понятые и составляется акт.
  • Временный запрет используется до того, как суд принимает решение о приостановке работы. По сравнению с административным нарушением прав, при временном запрете не требуется решение суда. На основании ч. 2 ст. 27.16 КоАП эти действия выполняет должностное уполномоченное лицо, составляя протокол. Длительность запрета не превышает 5 дней (от фактической остановки работы).

Перед приостановкой деятельности и подачей заявки налогоплательщик должен обратиться к налоговому инспектору, проверив долги по всем штрафам, пеням, налогам и оплатив всё при их выявлении.

После этого заполняется бланк заявления в налоговую о приостановке представления отчетов в 2 экземплярах, где указывается период (его длительность не должна быть более 5 лет). К составленной заявке прикладывается отчетность по всем разновидностям налогов, другим типам обязательных выплат, социальным отчислениям и пенсионным взносам с начала отчетного периода до времени приостановки работы компании. При этом не имеет значения, что срок сдачи очередных форм не настал.

Решение о приостановлении хозяйственной деятельности принимается только судьями районных судов и только в ситуациях, если иные виды административного наказания не могут обеспечить достижения цели принятых ограничений (ст. 23.1 КоАП РФ).

Исключением являются случаи нарушения норм промышленной безопасности, кода о приостановлении деятельности может вынести решение должностное лицо (п. 1, 4 ч. 2 ст. 23.31 КоАП РФ).

Представителями надзорных органов и ответственных инстанций составляется протокол об административном правонарушении, к которому прикладываются материалы, доказывающие правомочность применимых действий.

Судья имеет право не принять материалы дела к рассмотрению, если протокол об административном деянии составлялся лицом, не имеющим на то полномочий, либо если в документах неубедительно представлены доказательства, необходимые для принятия ограничительных мер.

В течение двух суток от даты отказа материалы, с внесенными дополнениями и изменениями, должны быть возвращены судье для вынесения постановления.

Постановление судьи передается судебному приставу сразу же после его вынесения. Приостановление действия решения суда, в случая обжалования его стороной, в отношении которой применяется наказание, законом не предусмотрено.

Порядок назначения и исполнения санкции

Выявление фактов правонарушений происходит путем составления административного протокола. В зависимости от состава проступка, оформление протокола входит в компетенцию различных служб и ведомств. Например, за нарушение санитарно-эпидемиологических правил процессуальный протокол сможет составить должностное лицо службы Роспотребнадзора.

Скачать образец протокола об административном правонарушении

Процедура назначения санкции выглядит следующим образом:

  • при составлении протокола может вводиться временный запрет на осуществление деятельности – это ограничение сохраняет силу до момента рассмотрения дела в суде, а срок запрета не может превышать пяти суток;
  • административный материал направляется в суд для рассмотрения по существу;
  • в процессе изучения доказательств суд должен выбрать один из видов санкций, включенных в статью КоАП РФ;
  • при вынесении постановления суд обязан мотивировать выбор указанной санкции.

Процедура исполнения судебного акта по приостановке деятельности проходит через службу ФССП. Постановление суда, вступившее в силу, направляется для исполнения приставам. Исполнительные действия начинаются на основании постановления должностного лица ФССП. Этот документ направляется в адрес правонарушителя. Не позднее пяти дней, предоставленных для добровольного исполнения судебного акта, нарушитель должен подтвердить выполнение назначенной санкции. Также допускается выход сотрудников ФССП на место осуществления фактической деятельности, а приостановка будет зафиксирована в процессуальных актах.

Исполнение наказания в виде административного приостановления деятельности

На основании абз. 2 ч. 2 ст. 29.10 КоАП РФ обеспечением исполнения административного наказания в виде административного приостановления деятельности служит запрет деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг, а в случае, если административное приостановление деятельности за нарушение законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, приостановление операций по счетам.

Копия вынесенного судьей постановления по делу об административном правонарушении направляется должностному лицу, составившему протокол о нем, в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления (абз. 2 ч. 2 ст. 29.11 КоАП РФ).

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления (ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ).

Контроль за исполнением выданных предписаний

В соответствии с Приказом Ростехнадзора № 48 от 12.02.2016 г.:

– Предписание подлежит исполнению в установленный в нем срок.
– Ростехнадзор может контролировать исполнение выданного им предписания после истечения срока устранения нарушений, указанного в предписании;
– Контроль может быть выражен в виде внеплановой документарной и(или) выездной проверок, в соответствии с пунктами 53-57 Приказа Ростехнадзора № 48 от 12.02.2016 г.;

По уважительным причинам возможно продление срока устранения отдельных пунктов предписания. Для этого необходимо, не позднее, чем за 10 дней до окончания срока исправления нарушений, направить в Ростехнадзор или его территориальный орган аргументированное ходатайство о продлении срока.

Наши специалисты проводят анализ предписаний Ростехнадзора на обоснованность. Звоните.

  • Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ;
  • Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
  • Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»
  • Приказ Ростехнадзора от 12.02.2016 N 48 «Об утверждении Административного регламента по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, транспортировании опасных веществ на опасных производственных объектах»
Административные штрафы за нарушений требований промышленной безопасности
Статья 9.1 КоАП РФ Нарушении требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов — влечет наложение административного штрафа:
— на граждан в размере 2 000-3 000 рублей;
— на должностных лиц — от 20 000-30 000 рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года;
— на юридических лиц — от 200 000 – 300 000 или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Грубое нарушение требований промышленной безопасности или грубое нарушение условий лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов — влечет наложение административного штрафа:
— на должностных лиц в размере от 40 000-50 000 рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет;
— на юридических лиц — от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Административный штраф за неисполнение предписания Ростехнадзора
Пункт 11 статьи 19.5 КоАП РФ Невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.»

В чём суть административного приостановления деятельности?

Административное приостановление деятельности — это наказание за нарушение закона по ст. 3.12 КоАП РФ.

Предпринимателю запрещают работать в конкретном помещении, оказывать услуги или торговать на срок до трёх месяцев. Тут же говорят, какие нарушения надо устранить.

Например, пиццерию закрывают из-за шумной вентиляции не по санпину. Значит, предприниматель должен решить вопрос с уровнем шума.

Бизнес ставят на стоп по решению суда. В суд обращаются Роспотребнадзор, МЧС или миграционная служба после внеплановой проверки — зависит от нарушения. Проверяют по жалобе клиента, работника или конкурента. Остановка деятельности в малом бизнесе — всегда результат чьей-то жалобы.

После решения суда к предпринимателю в течение суток приходят приставы. Они опечатывают двери и окна, накладывают пломбы на кассы, холодильники, печи. Если в помещение не пускают, приставы зовут полицию.

Приставы составляют акт о приостановлении деятельности. С этого дня считают срок.

Закрыть бизнес могут и до суда, если есть опасность эпидемии или катастрофы. Это называется временным запретом деятельности по ст. 27.16 КоАП РФ. Временный запрет засчитают в срок приостановления деятельности.

При наложении пломб приставам нельзя портить отделку, замки и оборудование, выключать холодильник с продуктами и вредить как-то ещё. Это сказано в ст. 32.12 КоАП РФ. Если сотрудники что-то испортили, можно взыскать деньги.

Дальше предприниматель берётся за нарушения, а приставы следят. В опечатанное помещение заходят по согласованию с ними.

После устранения нарушения предприниматель работает дальше — наказание снято.

Как быть с зарплатой, налогами и арендой, пока нельзя работать?

Остановка работы — проблема предпринимателя. От выплат поставщикам, арендодателю, налогов и взносов за персонал не освобождают.

Увольнять работников нельзя. Но по зарплате есть небольшие послабления.

Когда бизнес поставили на стоп из-за опасных рабочих мест, работодатель обязан платить средний заработок по ст. 220 ТК РФ. На это время работника можно перевести на другую работу. Например, администратору выдачи заказов в интернет-магазине поручить приём звонков клиентов. О переводе издают приказ.

При нарушении санитарных, пожарных и других правил принимают приказ о простое. Во время простоя сотрудники не работают, но получают две трети среднего заработка. Так сказано в ст. 157 ТК РФ. Или можно перевести на другую работу, но со средним заработком.

Читайте также:  Когда можно удержать долги и взыскания с материальной помощи

За что ростехнадзор может приостановить деятельность

Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П.,

постановлением государственного инспектора отдела общего промышленного надзора по Смоленской области Центрального управления Ростехнадзора от 15 сентября 2016 г. N 12.2-Пс/0281-0509пл-2016, оставленным без изменения решением судьи Монастырщинского районного суда Смоленской области от 30 ноября 2016 г., решением судьи Смоленского областного суда от 17 января 2017 г. и постановлением заместителя председателя Смоленского областного суда от 20 июня 2017 г., глава муниципального образования Татарского сельского поселения Монастырщинского района Смоленской области Мурашкина Е.С. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Мурашкина Е.С. просит отменить постановление должностного лица и судебные акты, вынесенные в отношении ее по настоящему делу об административном правонарушении, ссылаясь на их незаконность.

Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.

По результатам проверки выявлены нарушения требований законодательства в области промышленной безопасности:

— в нарушение статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ, пункта 9 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 1999 г. N 263, ответственный за осуществление производственного контроля Мурашкина Е.С. (на основании распоряжения от 11 января 2016 г. N 2-р) не прошла аттестацию по промышленной безопасности;

— в нарушение статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ, пункта 32 Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 19 августа 2011 г. N 480, не имеется документации о порядке расследования причин инцидентов на опасном производственном объекте, об их учете и анализе, утвержденной организацией, эксплуатирующей поднадзорный Центральному управлению Ростехнадзора объект, и согласованной с территориальным органом Центрального управления Ростехнадзора, осуществляющим надзор за данным объектом.

Указанные нарушения зафиксированы в акте проверки от 9 сентября 2016 г. N 12.2-0509пл-А/0145-2016 и послужили основанием для составления должностным лицом Центрального управления Ростехнадзора в отношении главы муниципального образования Татарского сельского поселения Монастырщинского района Смоленской области Мурашкиной Е.С. протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановлением должностного лица Центрального управления Ростехнадзора глава муниципального образования Татарского сельского поселения Монастырщинского района Смоленской области Мурашкина Е.С. привлечена к административной ответственности, установленной данной нормой.

Судебными инстанциями вынесенное должностным лицом постановление признано законным.

Однако в части с принятыми по делу актами согласиться нельзя.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения.

Согласно пункту 12 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ деятельность, связанная с эксплуатацией взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов 1, II и III классов опасности, подлежит лицензированию.

В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, в числе прочего, иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как указано выше, частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.

Согласно свидетельству о регистрации от 15 октября 2013 г. N А04-21347 сеть газоснабжения, в том числе межпоселковая д. Мигновичи Монастырщинского района Смоленской области, зарегистрирована в реестре опасных производственных объектов, эксплуатирующей организацией является администрация.

По итогам проведенной проверки главе муниципального образования Татарского сельского поселения Монастырщинского района Смоленской области Мурашкиной Е.С. вменено осуществление эксплуатации опасного производственного объекта (сеть газоснабжения) в отсутствие лицензии на его эксплуатацию в нарушение положений пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ.

Вместе с тем данное деяние образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которой установлена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).

В указанной части деяние лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, квалифицировано неправильно.

Аналогичный правовой подход выражен в постановлениях Верховного Суда Российской Федерации от 2 марта 2015 г. N 301-АД14-9043, от 1 февраля 2017 г. N 36-АД16-9 и не противоречит разъяснениям, содержащимся в пункте 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2006 г. N 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Вместе с тем данное обстоятельство оставлено должностным лицом и судебными инстанциями без внимания, требования статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, не соблюдены.

Следует отметить, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Смоленской области от 27 января 2017 г. по делу N А62-6928/2016 признано незаконным и отменено постановление государственного инспектора отдела общего промышленного надзора по Смоленской области Центрального управления Ростехнадзора от 15 сентября 2016 г. N 12.2-Пс/0280-0509пл-2016, которым к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях привлечена администрация.

Принимая указанный акт, арбитражный суд первой инстанции счел, что осуществление администрацией предпринимательской деятельности, связанной с эксплуатацией опасных производственных объектов, без лицензии на эксплуатацию таких объектов, подлежит квалификации по части 2 статьи 14.1 указанного Кодекса.

Данные выводы арбитражного суда сделаны в отношении описанных выше обстоятельств, послуживших основанием для привлечения главы муниципального образования Татарского сельского поселения Монастырщинского района Смоленской области Мурашкиной Е.С. к административной ответственности по настоящему делу.

Оснований для вывода о том, что вмененное указанному лицу осуществление эксплуатации опасного производственного объекта (сеть газоснабжения) в отсутствие лицензии на его эксплуатацию образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не имеется.

Поскольку составы административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 14.1 и частью 1 статьи 9.1 названного Кодекса, имеют разный родовой объект посягательства, переквалификация деяния главы муниципального образования Татарского сельского поселения Монастырщинского района Смоленской области Мурашкиной Е.С. в этой части невозможна.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если допущенные нарушения настоящего Кодекса и (или) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение.

При таких обстоятельствах состоявшиеся по настоящему делу постановление должностного лица и судебные акты подлежат изменению путем исключения из них указания на совершение главой муниципального образования Татарского сельского поселения Монастырщинского района Смоленской области Мурашкиной Е.С. административного правонарушения, выразившегося в осуществлении эксплуатации опасного производственного объекта (сеть газоснабжения) в отсутствие лицензии на его эксплуатацию, квалифицированного по части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Иные вмененные указанному лицу нарушения требований промышленной безопасности образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, факт их совершения подтвержден собранными по делу доказательствами: распоряжением о проведении проверки (л.д. 39-44), распоряжением от 11 января 2016 г. N 20-р об организации производственного контроля на опасных производственных объектах Татарского сельского поселения Монастырщинского района Смоленской области (л.д. 48), актом проверки (л.д. 49-52), протоколом об административном правонарушении (л.д. 56), копией свидетельства о регистрации опасного производственного объекта, из которого следует, что администрация является его эксплуатирующей организацией (л.д. 62-64), копией страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте (л.д. 65), копией договора от 28 декабря 2015 г. N 550/13/280, согласно которому акционерное общество «Газпром газораспределение Смоленск» оказывает администрации услуги по техническому обслуживанию опасного производственного объекта (л.д. 66-67), и иными материалами дела, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Администрация эксплуатирует опасный производственный объект, находящий в муниципальной собственности, акционерное общество «Газпром газораспределение Смоленск» по договору от 28 декабря 2015 г. N 550/13/280 осуществляет только техническое обслуживание данного объекта за счет средств администрации.

Глава муниципального образования Татарского сельского поселения Монастырщинского района Смоленской области Мурашкина Е.С. является лицом ответственным за организацию производственного контроля на опасных производственных объектах, однако, не прошла аттестацию по промышленной безопасности, не обеспечила наличие документации о порядке расследования причин инцидентов на опасном производственном объекте, об их учете и анализе, за что обоснованно привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Аналогичные выводы изложены в упомянутом выше решении Арбитражного суда Смоленской области от 27 января 2017 г. по делу N А62-6928/2016, вступившем в законную силу.

В рамках рассмотрения жалоб на постановление должностного лица судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что недостаточное финансирование не является основанием для освобождения главы муниципального образования Татарское сельское поселение Монастырщинского района Смоленской области Мурашкиной Е.С. от исполнения обязанностей по соблюдению требований промышленной безопасности, в том числе с учетом характера и степени общественной опасности вмененного административного правонарушения.

Положения части 4 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к обстоятельствам по настоящему делу неприменимы.

Доводы, аналогичные изложенным в настоящей жалобе, были предметом исследования и оценки в ходе производства по делу и обоснованно отвергнуты.

Оснований для признания административного правонарушения малозначительным не имеется.

Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности не нарушены.

Административное наказание назначено в пределах санкции части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

Читайте также:  Наложение границ земельных участков. Что делать.

Вместе с тем по изложенным выше мотивам имеются основания для изменения состоявшихся по делу актов.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации постановил:

постановление государственного инспектора отдела общего промышленного надзора по Смоленской области Центрального управления Ростехнадзора от 15 сентября 2016 г. N 12.2-Пс/0281-0509пл-2016, решение судьи Монастырщинского районного суда Смоленской области от 30 ноября 2016 г., решение судьи Смоленского областного суда от 17 января 2017 г. и постановление заместителя председателя Смоленского областного суда от 20 июня 2017 г., вынесенные в отношении главы муниципального образования Татарского сельского поселения Монастырщинского района Смоленской области Мурашкиной Е.С. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить:

— исключить из них указание на совершение главой муниципального образования Татарского сельского поселения Монастырщинского района Смоленской области Мурашкиной Е.С. административного правонарушения, выразившегося в осуществлении эксплуатации опасного производственного объекта (сеть газоснабжения) в отсутствие лицензии на его эксплуатацию, квалифицированного по части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья Верховного Суда Российской Федерации В.П. Меркулов

Предпринимательская и иная публичная деятельность регламентируется законодательными нормами. В правовых актах определены предписания, исполнение которых обязательно для всех субъектов. В КоАП предусматриваются разные виды наказаний. При нарушениях, не угрожающих жизнедеятельности людей, виновным вменяются, как правило, денежные взыскания. Однако если проступки будут признаны серьезными, то может последовать и более жесткое наказание. Задача субъектов хозяйствования, в первую очередь, состоит в недопущении нарушений. Если же возникли обстоятельства, выступающие в качестве основания для привлечения к ответственности, то их необходимо устранить по возможности в короткий срок. Тот факт, что приостановление деятельности по КоАП прекращается по истечении 90 дней, независимо от того, исправлены ли нарушения или нет, не говорит о том, что впоследствии не будут применены санкции. При очередной проверке неустраненные обстоятельства вновь будут выявлены. В этом случае субъект может быть дисквалифицирован или привлечен к уголовной ответственности. Безусловно, существуют случаи, когда устранить обстоятельства не представляется возможным. Для исключения таких ситуаций во время судебного разбирательства целесообразно оговорить вероятные препятствия и порядок исправления нарушений. Не следует забывать о том, что исполнение постановления осуществляется сразу же после его вынесения. Если в нем определено опечатывание помещений, то это будет произведено незамедлительно.

Ростехнадзор разъясняет: Консервация ОПО или части ОПО

  • партию технических устройств;
  • единичное техническое средство;
  • определённый тип технических устройств;
  • комплексное устройство, в котором все составляющие функционируют на основе единой системы;
  • производственную линию.

Разрешение Ростехнадзора выдаётся специальной Федеральной службой технологического, атомного и экологического надзоров, а также Ростехнадзором (центральным аппаратом или его территориальными представительствами). Исключение составляют типы технических устройств, которые включены в список продукции с обязательным оформлением сертификационного документа лишь в центральном аппарате.

Как получить разрешение Ростехнадзора? Регламент выдачи разрешений Ростехнадзора установлен «Положением о порядке выдачи разрешений на применение технических устройств на опасных производственных объектах».

Получение разрешения на применение Ростехнадзора производится на основании предоставления следующего пакета документов:

  • Руководство по эксплуатации.
  • Перечень приборов и инструментов для проверок и обслуживания изделия.
  • Перечень стандартов, правил, норм (ГОСТ, СНиП, ПБ).
  • Фотографические изображения изделия.
  • Технические условия.
  • Конструкторская документация.
  • Чертеж средств взрывозащиты.
  • Схема эл. соединения.
  • Схема электрическая принципиальная.
  • Протокол приемо-сдаточных испытаний изделия на предприятии-изготовителе.
  • Сертификат взрывозащиты (зарубежный).
  • Протокол испытаний взрывозащиты АТЕХ (при наличии)

Срок получения разрешения на применение Ростехнадзора в среднем составляет 2-3 месяца.

Данный перечень является условным, т.к. каждое техническое устройство (оборудование) является индивидуальным и нуждается в детальном просчете. Срок выдачи Разрешения Ростехнадзора составляет 3 месяца (включая оформление заключения экспертизы промышленной безопасности). Если по каким-либо причинам Ростехнадзор решит отказать в выдаче разрешения, то заявителю будет предоставлено письмо с обоснованием данного действия.

Разрешение Ростехнадзора может оформляться на единичные устройства, крупные партии, технологические виды или производственные линии. Однако стандартная процедура получения подобного рода разрешительной документации предусматривает выполнение следующих мероприятий:

  1. Сбор пакета документа и подача заявления в соответствующее ведомство Ростехнадзора. Пакет документации, необходимой для получения разрешения Ростехнадзора включает:
  • заявление, заверенное подписями и печатями фирмы и руководителя;
  • сведения о поставщике или производителе (сокращённое или полное наименование организации, юридический и почтовый адрес, телефон, ИНН, факс);
  • экспертные заключения промышленной безопасности;
  • свидетельство о взрывозащищённости, пожарный сертификат (при необходимости);
  • сертификат соответствия в системе стандартов ГОСТ Р;
  • сертификаты на комплектующие изделия, составные части;
  • техническая документация (паспорт, технические условия, конструкторские чертежи со спецификацией на материал изделий, инструкции по монтажу, сборке, эксплуатации), включая методики проведения контрольных испытаний, а также требования, условия и порядок безопасного технического обслуживания, диагностирования и ремонта;
  • протоколы заводских испытаний;
  • свидетельства о постановки компании на налоговый учёт и о её регистрации;
  • данные о механической прочности материалов, используемых при изготовлении изделий и химическом составе;
  • протоколы независимых лабораторий (при наличии);
  • сертификат серии ISO (если есть).

Также к оформлению подобных документов предъявляют определённые требования, прописанные и утверждённые в административных регламентах Ростехнадзора. Если вам понадобится сертификация предприятия для данного списка требований, то наши специалисты всегда готовы вам помочь.

  1. Проведение приёмочных испытаний и лабораторных исследований – создаётся специальная экспертная комиссия, в состав которой для осуществления наблюдательных функций входит государственный представитель. По итогам испытаний составляется протокол, являющийся обязательным условием получения разрешения по применению.
  2. Экспертиза промышленной безопасности – осуществляется в отношении оборудования, эксплуатируемого или производимого за пределами России.
  3. Подведение итогов, оформление и выдача разрешения Ростехнадзора. В случаях отказа в выдаче заявителю предоставляется письмо с обоснованием. Зачастую отказ происходит из-за допущенных неточностей в оформлении поданных документов. В подобном случае ошибки необходимо устранить и пройти всю процедуру повторно.

В случаях несоответствия импортного оборудования требованиям промышленной безопасности РФ, заявитель вправе оформить запрос в Ростехнадзор о выполнении дополнительных мероприятий, направленных на улучшение безопасности. При ввозе на российскую территорию подъёмного оборудования или устройств, ранее используемого на другой территории, разрешение на применение можно оформить и получить лишь после проведения процедуры экспертизы промышленной безопасности.

В чём суть административного приостановления деятельности?

Административное приостановление деятельности — это наказание за нарушение закона по ст. 3.12 КоАП РФ.

Предпринимателю запрещают работать в конкретном помещении, оказывать услуги или торговать на срок до трёх месяцев. Тут же говорят, какие нарушения надо устранить.

Например, пиццерию закрывают из-за шумной вентиляции не по санпину. Значит, предприниматель должен решить вопрос с уровнем шума.

Бизнес ставят на стоп по решению суда. В суд обращаются Роспотребнадзор, МЧС или миграционная служба после внеплановой проверки — зависит от нарушения. Проверяют по жалобе клиента, работника или конкурента. Остановка деятельности в малом бизнесе — всегда результат чьей-то жалобы.

После решения суда к предпринимателю в течение суток приходят приставы. Они опечатывают двери и окна, накладывают пломбы на кассы, холодильники, печи. Если в помещение не пускают, приставы зовут полицию.

Приставы составляют акт о приостановлении деятельности. С этого дня считают срок.

Закрыть бизнес могут и до суда, если есть опасность эпидемии или катастрофы. Это называется временным запретом деятельности по ст. 27.16 КоАП РФ. Временный запрет засчитают в срок приостановления деятельности.

При наложении пломб приставам нельзя портить отделку, замки и оборудование, выключать холодильник с продуктами и вредить как-то ещё. Это сказано в ст. 32.12 КоАП РФ. Если сотрудники что-то испортили, можно взыскать деньги.

Дальше предприниматель берётся за нарушения, а приставы следят. В опечатанное помещение заходят по согласованию с ними.

После устранения нарушения предприниматель работает дальше — наказание снято.

А можно выбрать приостановление деятельности вместо штрафа?

За многие нарушения закон предлагает два наказания: штраф или приостановление деятельности. Наказание выбирает суд.

Часто предпринимателю дешевле перетерпеть остановку бизнеса, чем заплатить штраф.

Например, за найм иностранцев в Москве без разрешения на работу юрлицу грозит штраф до 1 000 000 ₽ или приостановление деятельности по ст. 18.15 КоАП РФ.

В сравнении с максимальным штрафом потеря прибыли и хлопоты с разрешением от миграционной службы многим покажутся мелочью.

Заменить штраф на приостановление деятельности нельзя.

Считается, что приостановление суровее штрафа — ст. 3.12 КоАП РФ. Бизнес останавливают, когда есть опасность. Если чиновники не видят угрозу массовых отравлений, пожаров или падения нравственности, бизнес штрафуют. Правило странное: наказание легче, а предпринимателю больнее.

Обжаловать штраф и просить приостановление бесполезно — вы проиграете. Такая замена запрещена пунктом 18.2 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10.

Предприниматель ремонтировала фасад магазина. В подсобные рабочие взяла молодого человека из Узбекистана. Разрешение на работу не проверила.

Кто-то пожаловался в миграционную службу и предпринимателя оштрафовали на 250 000 ₽.

Женщина пожаловалась в суд и попросила замену на приостановление деятельности. Мол, за это время оформят разрешение.

В замене ей отказали, объяснив следующее. Остановка работы — это крайняя мера. Вы не поняли, штраф — лёгкое наказание, вам повезло. Тем более штраф выписали в самом маленьком размере.

Комментарий к статье 3.12. КоАП РФ:

1. Административное приостановление деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, включая производственные объекты, эксплуатацию зданий, сооружений и т.п., преследует цели обеспечения безопасности жизни и здоровья людей, окружающей среды, имея в виду экологическую безопасность, а также борьбу с распространением наркотиков, с отмыванием доходов, полученных преступным путем, с финансированием терроризма, с другими правонарушениями, представляющими опасность для жизнедеятельности.

2. Применение административного приостановления деятельности при рассмотрении дел об административных правонарушениях Федеральный закон от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ возложил на судей федеральных районных судов общей юрисдикции и арбитражных судей. Однако, учитывая реально сложившиеся условия деятельности ряда предприятий, особенно тех, которые являются особо опасными производственными объектами (угольные шахты, химические производства и др.), законодатель ввел новые правила назначения и исполнения административного приостановления деятельности.

Во-первых, расширен перечень административных правонарушений, за которые могут быть назначены такого вида наказания (см. ст. 5 Федерального закона от 19 мая 2010 г. N 87-ФЗ).

Во-вторых, расширен перечень субъектов административной юрисдикции, которые с 1 января 2011 г. будут вправе налагать административные наказания в виде административного приостановления деятельности, если такое наказание предусмотрено конкретной статьей Кодекса (должностные лица уполномоченных на то органов), а равно прекращать исполнение такого наказания при устранении обстоятельств, послуживших основанием для применения такого наказания (см. ст. 1 Федерального закона от 23 июля 2010 г. N 171-ФЗ).

Однако согласно Федеральному закону от 28 декабря 2010 г. N 421-ФЗ пока такое право предоставляется руководителю Ростехнадзора и руководителям территориальных органов этой Службы при применении ч. 3 ст. 9.1 Кодекса за грубое нарушение требований промышленной безопасности. Во всех остальных случаях вопросы административного приостановления деятельности по-прежнему будут решать судьи, если иные случаи не будут предусмотрены законом.

Читайте также:  Частным клиентам

3. В комментируемой статье установлен максимальный срок административного приостановления деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица, но не указан минимальный срок. В связи с этим в гл. 27 КоАП РФ в качестве меры обеспечения по делу об административном правонарушении предусмотрен временный запрет деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, других объектов, перечисленных в ст. 27.16, до рассмотрения дела.

4. Законодатель рассматривает административное приостановление деятельности как наказание наиболее строгое и обусловливает его назначение только в случаях угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды. Применение указанной меры административного наказания допускается также за административные правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также в области обеспечения правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, порядка управления, общественного порядка и общественной безопасности и градостроительной деятельности. При этом подчеркивается, что применение рассматриваемого наказания возможно, если правоприменитель сочтет, что менее строгий вид наказания не достигнет желаемого результата (см. абз. 2 ч. 1 комментируемой статьи).

5. Федеральным законом от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации» внесены изменения и дополнения в ряд статей Кодекса в упомянутых выше целях. Например, введена административная ответственность юридических лиц за нарушение законодательства о труде и об охране труда, а в качестве альтернативной административному штрафу санкции предусмотрено административное приостановление деятельности на срок до 90 суток (см. ч. 1 ст. 5.27). При этом в Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» и в Трудовой кодекс РФ внесены изменения и дополнения, направленные на защиту трудовых прав работника, если конкретное правонарушение произошло не по его вине.

Существенно повышена ответственность индивидуальных предпринимателей путем установления данного вида административного наказания за нарушение правил, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Рассматриваемая санкция введена за пропаганду наркотиков, за нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами, за порчу земель, за нарушение правил охраны водных объектов, правил водопользования, за нарушение требований к охране лесов, за нарушение требований промышленной безопасности, безопасности гидротехнических сооружений, за повреждение тепловых сетей, а также за ряд правонарушений в сельском хозяйстве, ветеринарии, на транспорте, в области связи и информации и за нарушение некоторых других норм и правил. В связи с внесением существенных изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и принятием Федерального закона от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», направленных на упорядочение миграции в России в целях усиления гарантий прав лиц, законно находящихся на территории России, и обеспечения национальных интересов России в сфере миграции, были внесены соответствующие изменения в отдельные статьи гл. 18 КоАП РФ. Ныне в ст. ст. 18.15 — 18.17 в качестве одного из основных наказаний предусмотрено административное приостановление деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за незаконное привлечение к трудовой деятельности иностранных граждан или лиц без гражданства, в том числе к деятельности, осуществляемой на торговых объектах, за несоблюдение ограничений на осуществление указанными лицами отдельных видов деятельности. Соответствующие дополнения и изменения внесены в конкретные статьи Особенной части КоАП.

6. Исполнение постановления об административном приостановлении деятельности возлагается на судебного пристава-исполнителя и должно осуществляться немедленно (см. комментарий к ст. 32.12).

Часть 3 комментируемой статьи и ч. 3 ст. 32.12 предусматривают возможность досрочного прекращения рассматриваемого наказания по ходатайству лица, привлеченного к административной ответственности, и при наличии заключения должностного лица, уполномоченного в соответствии со ст. 28.3 на составление протокола об административном правонарушении, если будет установлено, что устранены обстоятельства, послужившие основанием для назначения данного наказания.

Однако законодатель оставил без ответа вопрос о последствиях такого наказания, если и после установленного 90-суточного срока приостановления деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица обстоятельства, послужившие основанием, предусмотренным в ч. 1 комментируемой статьи, для назначения наказания, не будут устранены.

Прокурор разъясняет — Прокуратура Республики Коми

Административное приостановление деятельности как один из механизмов обеспечения соблюдения природоохранных требований

ля обеспечения правомерного поведения природопользователей и пресечения правонарушений в области охраны окружающей среды предусмотрено административное приостановление деятельности.

Согласно статьи 56 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» деятельность, осуществляемая с нарушением природоохранных требований, может быть приостановлена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 3.

12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. В числе случаев применения административного приостановления деятельности КоАП РФ называет причинение существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды.

Административное приостановление деятельности за правонарушения в области охраны окружающей среды может быть назначено только судом и лишь в случаях, предусмотренных в статьях главы 8 КоАП РФ, если менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания. До приостановления деятельности судом в качестве меры обеспечения производства в соответствии со статьей 27.16 КоАП РФ может быть введен временный запрет деятельности.

Главой 8 КоАП РФ предусмотрено административное приостановление деятельности за правонарушения, связанные с охраной атмосферного воздуха и водных объектов, деятельностью по обращению с отходами производства и потребления.

В частности, этот вид наказания установлен за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления (статья 8.2), порчу земель (статья 8.6), нарушение правил охраны водных объектов (статья 8.13), нарушение правил водопользования (статья 8.

14), нарушение правил охраны атмосферного воздуха (статья 8.21), нарушение правил охраны водных биологических ресурсов (статья 8.38).

Рассматриваемая мера административной ответственности относится к срочным видам административного наказания и определяется верхним временным лимитом. Административное приостановление деятельности устанавливается на срок до 90 суток (часть 2 статьи 3.

12 КоАП РФ), а как санкция – является относительно-определенной, поскольку конкретные временные пределы устанавливаются по усмотрению судьи с учетом характера правонарушений, личности виновного и иных обстоятельств совершения правонарушения.

Указанные сроки исчисляются в сутках, а день окончания исполнения наказания определяется в постановлении судьи об административном приостановлении деятельности.

Срок административного приостановления деятельности исчисляется с момента фактического прекращения деятельности лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридического лица, его филиала, представительства, структурного подразделения, производственного участка, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг и может быть сокращен судьей в процессе его исполнения по ходатайству самого лица, чья деятельность приостановлена, если будет установлено, что устранены обстоятельства, послужившие основанием для назначения такого административного наказания (часть 3 статьи 3.12 КоАП РФ).

Работа фирмы приостановлена по суду: что делать бухгалтеру

ООО «НТВП «Кедр — Консультант» » Право-инфо » Статьи из журналов » Работа фирмы приостановлена по суду: что делать бухгалтеру

Распечатать

Аипкин С.М.

Суды общей юрисдикции за различные нарушения приостанавливают деятельность примерно 30% фирм, привлеченных к административной ответственности. Надеемся, что с вашей организацией это не случится. Но на всякий случай надо быть готовым ко всему.

  • Что такое административное приостановление деятельности
  • Это наказание в виде временного (до 90 суток) прекращения :
  • — деятельности организации или ее отдельных подразделений;
  • — эксплуатации отдельных агрегатов, объектов, зданий или сооружений;
  • — отдельных видов деятельности.

Приостановление деятельности назначается судьей. Исключение — нарушение требований промышленной безопасности, угрожающее жизни или здоровью людей. В этом случае деятельность приостановит Ростехнадзор .

Сразу после вынесения постановления о приостановлении деятельности в организацию приходит пристав и закрывает доступ к объекту, деятельность которого приостановили.

После истечения срока приостановления, если оно не было прекращено досрочно, организация сразу может начинать работать. Пристав сам вынесет постановление об окончании исполнительного производства и направит его в суд .

Но необходимо помнить, что, возможно, сразу или через какое-то время в организацию явится проверяющий, например трудинспектор или пожарный, чтобы проконтролировать, устранены ли нарушения, за совершение которых приостанавливалась деятельность .

И если будет установлено, что такие нарушения не устранены, то приостановление деятельности может быть назначено вновь .

Как платить зарплату

Административное приостановление деятельности — это простой по вине работодателя . Если это произошло из-за того, что были нарушены требования охраны труда, за неработающими сотрудниками сохраняется средний заработок .

Если же причиной приостановления были другие нарушения, бездействующим работникам надо платить не меньше 2/3 среднего заработка .

В табеле учета рабочего времени необходимо указать такое условное обозначение, как «РП» или «31» — «Время простоя по вине работодателя».

Труд тех, кто работает в обычном режиме, оплачивается по-прежнему. Например, приостановлена работа лишь одного цеха из-за трудоохранных нарушений. Рабочим этого цеха вы заплатите средний заработок, в то время как всем другим работникам продолжите начислять зарплату за отработанное время.

Работников, которые в связи с приостановлением деятельности не могут трудиться, можно временно перевести на другую работу, при условии, что они на это согласны . Причем тем, кто временно переводится на другую работу из-за нарушений в области охраны труда, нужно платить не меньше прежнего среднего заработка .

  1. Если неработающие сотрудники не согласны переводиться на другую работу и фактически не могут находиться на рабочем месте (например, опечатан цех), то работодателю ничего не остается, как :
  2. искать новое место для выполнения работниками их основной работы, которое отвечало бы требованиям закона и было бы безопасно для жизни и здоровья работников;
  3. позволить бездействующим по его вине работникам не выходить на работу.
  4. В случае перевода сотрудников на другую работу, а также в случае создания нового места для их основной работы организация в табеле учета рабочего времени ставит сотрудникам коды «Я» или «01» — «Продолжительность работы в дневное время».
  5. Как платить налоги и страховые взносы

Приостановление деятельности не отменяет и не изменяет сроки уплаты налогов и представления отчетности . То же самое можно сказать о взносах с выплат работникам . При этом обязательные выплаты работникам, как бездействующим, так и переведенным на другую работу, в общем порядке облагаются НДФЛ и страховыми взносами.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *