- Договорное право

Правовая охрана и защита прав на служебную тайну

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правовая охрана и защита прав на служебную тайну». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Работа государственных и муниципальных органов, если рассматривать ее с точки зрения служебной тайны, строится на защите не подлежащей разглашению информации, которая им не принадлежит, так называемой «чужой тайны». Сами они тоже являются источником такого рода информации. Если она не относится к государственной тайне, согласно ФЗ №5485-1, следовательно, представляет собой служебную тайну, отраженную в специальных нормативных документах.

Защита служебной тайны

Очевидно, что служебная тайна нуждается в защите. Сформирован целый ряд механизмов, охраняющих служебную тайну от незаконного завладения ею третьими лицами, внесения в нее изменений, уничтожения.

Соглашение о неразглашении, отражение в трудовом договоре четко прописанных дополнительных условий и мер по сохранению служебной тайны, разработка отдельного ЛНА, касающегося служебной тайны – это правовые инструменты защиты конфиденциальной служебной информации. Кроме них могут предусматриваться еще технические средства защиты, в том числе и кодирование сведений.

Важную роль играет организация процесса сохранности служебной информации в коллективе: учет работников с особым доступом к таким сведениям, их обучение, особый порядок работы с деловыми бумагами и иными носителями информации, составляющими служебную тайну. Работник, допустивший утечку тайных служебных сведений, может быть уволен по ст. 81 ТК РФ п.6 (в).

КоАП РФ статьей 13.14 предусматривает штрафы за разглашение сведений с ограниченным доступом. В частности, если «утечка» произошла по вине должностного лица, штраф может составить от 4 до 5 тыс. рублей.

За разглашение служебной тайны может наступить и уголовная ответственность. Так, статьей 155 УК РФ предусмотрен штраф до 80 тыс. руб., арест до 4 месяцев за разглашение тайны усыновления, удочерения. При этом недобросовестный чиновник может быть лишен права занимать определенные должности на срок до 3 лет.

Предусмотрены статьи и за разглашение служебной тайны, касающейся защиты участников судебных разбирательств, работников правоохранительных, контролирующих структур.

В настоящее время информация играет решающую роль в процессе экономического развития, а также в ходе конкурентной борьбы не только на национальном, но и на международном уровне. Законным путем получить конфиденциальную информацию в обход ее обладателя практически невозможно, поскольку в мире поддерживается определенная система защиты ценной информации от несанкционированного доступа со стороны злоумышленников. Сейчас информация приобретает огромное значение и имеет свое стоимостное выражение.

В век информации или как его часто называют век информационных технологий, информация имеет огромное, если не решающее значение в принятии решений, а также в конкурентной борьбе мевду предпринимателями. Предпринимательство это борьба за выживание, а, как известно, кто владеет информацией, владеет миром. Но сегодня владеть становится не достаточным, необходимо уметь сохранить то, чем владеешь.

Тема, выбранная для освещения в данной работе, представляется весьма актуальной на данном этапе развития рыночной экономики страны.

Анализ правовой базы Российской Федерации показал, что она не охватывает все отношения, связанные с правовой охраной информации, составляющей коммерческую тайну. Отсутствие действенных правовых механизмов охраны коммерческой тайны ставит российских участников международных товарных рынков в неравные условия по отношению к иностранным партнерам, не позволяет защитить иностранных производителей на российском рынке, затрудняет защиту прав авторов непатентуемых изобретений, ограничивает возможность реализации прав граждан на информацию, создаваемую в предпринимательских структурах, и, в то же время, не создает условий для ее охраны органами государственной власти.

В 2004 г. был принят Федеральный закон № 98 ФЗ «О коммерческой тайне» от 29.07.2004г. Однако принятый Закон не решил должным образом проблемы, связанные с коммерческой тайной, фактически отсутствует судебная практика по данным вопросам, это может являться причиной того, что обладатели не видят целесообразности судебной защиты коммерческой тайны.

Коммерческая тайна включает в себя разнообразную информацию, касающиеся этого понятия вопросы должны решаться различными науками: правовыми, экономическими, техническими и т.д. Но основную роль должны играть правовые науки, поскольку речь идет в основном о регулировании правоотношении в данной области.

Целями исследования в настоящей работе являются определение современного состояния правового регулирования отношений, возникающих в связи с появлением и использованием информации, составляющей коммерческую и служебную тайну.

Реализация указанных целей потребовала решения следующих задач:

— исследовать нормативную базу, определяющую правовой режим коммерческой тайны и служебную тайну;

— изучить существенные подходы к способам защиты коммерческой тайны и служебную тайну;

— выявить субъектов и их права коммерческой служебной тайны

— основные проблемы и противоречия, связанные с охраной коммерческой тайны в действующем законодательстве;

Методологической основой исследования в данной работе являются общие методы познания, как методы системного и комплексного исследования, метод исторического исследования, метод сравнительного анализа, а также специальные методы, применяемые в области правоведения, в частности сравнительный метод и метод обобщения.

Курсовая работа исходя из целей и задач имеет следующую структуру: введение, две главы, заключение, список использованных источников.

В настоящее время законодательное оформление правового регулирования отношений, связанных с коммерческой тайной и служебной тайной , в целом можно признать состоявшимся. Центральное место среди источников правового регулирования занимает статья 139 ГК РФ. Служебная и коммерческая тайна – информация, имеющая действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу ее неизвестности третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и по отношению к которой обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности (п. 1 ст. 139 ГК).

В ее основе лежит фактическая монополия определенного лица на некоторую совокупность знаний. От самого правообладателя, от полноты и эффективности принимаемых им мер по сохранению его фактической монополии на знание зависит жизненность его права на служебную или коммерческую тайну.

Служебная или коммерческая тайна обладает наибольшей универсальностью среди других объектов интеллектуальной собственности, поскольку под понятие служебной и коммерческой тайны могут быть подведены самые разнообразные сведения, связанные с производством. Технологической информацией, управлением, финансами и другой деятельностью предпринимателя.

Читайте также:  Документы для развода через суд в 2023 году

Неограниченность срока ее охраны: право на служебную или коммерческую тайну действует до тех пор, пока сохраняется фактическая монополия лица на информацию, которая ее образует, а также имеются предусмотренные законом условия ее охраны.

Служебная и коммерческая тайна как объект интеллектуальной собственности не требует официального признания ее охраноспособности, государственной регистрации или выполнения каких-либо иных формальностей, также уплаты государственных пошлин.

Информация должна иметь действительную коммерческую ценность в силу ее неизвестности третьим лицам.

В соответствии с данным критерием из числа сведений, составляющих служебную или коммерческую тайну, исключаются те из них, которые не представляют никакого интереса для окружающих, которые не могут быть использованы третьими лицами для достижения своих целей, которые бы никто не приобрел, если бы они были предложены к продаже.

К информации, составляющей служебную или коммерческую тайну, не должно быть свободного доступа на законном основании. Если соответствующая информация может быть получена законным образом любым заинтересованным лицом (например,

путем изучения открытых данных, анализа образцов выпускаемой продукции), она коммерческой или служебной тайной не признается.

Для того, чтобы информация считалась служебной или коммерческой тайной, требуется, чтобы обладатель информации принимал меры к охране ее конфиденциальности. К ним могут быть отнесены разнообразные меры технического, организационного и юридического характера, направленные на то, чтобы оградить информацию от несанкционированного доступа третьих лиц.

Система законодательства о правовой охране служебной и коммерческой тайны:

1) Гражданский кодекс РФ;

2) Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 года № 948-1;

3) Закон РФ «Об информации, информатизации и защите информации» от 20 февраля 1995 года № 24-Ф3;

4) Законы РФ, регламентирующие деятельность налоговых и таможенных органов, страховых организаций.

Коммерческая, профессиональная и служебная тайна и их отличия

Так как сейчас понятие служебной тайны было практически нивелировано в действующем законодательстве, во многом её функции были перенесены на коммерческую тайну. Правовое регулирование её обеспечивается нормативными положениями Федерального закона №98 от 29.07.2004. Под коммерческой тайной законодательство подразумевает любые сведения, полученные в ходе ведения хозяйственной деятельности и имеющие определенную ценность при условии сохранения их втайне.

Соответственно, можно выделить следующие отличия служебной тайны от коммерческой:

  • Коммерческая тайна может принадлежать как государственным организациям, так и частным компаниям, и простым гражданам, в то время как служебная тайна относится исключительно к государственным или муниципальным объектам.
  • Последствиями разглашения коммерческой тайны всегда будет являться потеря ценности информации и нанесение материального ущерба, а разглашение служебной тайны может повлечь за собой нарушение прав государства или отдельных частных лиц.
  • Коммерческая тайна в обязательном порядке должна иметь какую-либо ценность, в то время как практической ценностью служебная тайна не обладает.

Другим близким понятием к служебной тайне является профессиональная тайна. При этом данному аспекту посвящено большое количество различных нормативных документов, выделяющих отдельные виды профессиональной тайны, к которым можно отнести:

  • Тайну переписки.
  • Врачебную тайну.
  • Тайну исповеди.
  • Тайну телефонных переговоров.
  • Нотариальную тайну.
  • Адвокатскую тайну
  • и другие виды информации, которая может быть получена третьими лицами при ведении их прямо профессиональной деятельности, и разглашение которой может повлечь за собой ущерб.

При этом с определенной точки зрения, как служебная, так и профессиональная тайна являются общими, так как информация, полученная в ходе профессиональной деятельности государственных служащих, является одновременно и профессиональной, и служебной.

Информация ограниченного распространения

К категории «служебная тайна» — сведения, которые не подлежат разглашению, — относятся такие документы:

  1. Законодательные акты относительно правового статуса государственных структур, общественных объединений, прав и собственности граждан страны.
  2. Информация о чрезвычайных ситуациях, опасных экологических процессах и природных явлениях, эпидемиологического положения.
  3. Структура органов исполнительной власти, их функции, направления и формы осуществления деятельности.
  4. Порядок рассмотрения поданных документов.
  5. Решения по поданным бумагам.
  6. Сведения о бюджете и использовании государственных ресурсов, а также состоянии экономики.
  7. Документация, которая накапливается в архивах и информационных сетях организаций.

Вообще специалисты озабочены тем, что под понятие «государственная и служебная тайна» попадает та информация, по которой можно судить о фактах нарушения закона государственными структурами, а также их должностными лицами. А такие упущения позволяют чиновникам полностью ограничить доступ к сведениям служебных расследований работы государственного аппарата и многим другим недоработкам. Хотя максимальная открытость в данной области могла бы стать основным стимулом здорового функционирования властных структур.

Согласно Положению, руководство федеральных организаций исполнительной власти в разрезе своей компетенции устанавливает ту категорию, должностных лиц, которые уполномочены относить документы или служебную информацию к группе ограниченного распространения, обеспечивая тем самым ее защиту.

Информация ограниченного распространения

Вообще специалисты озабочены тем, что под понятие «государственная и служебная тайна» попадает та информация, по которой можно судить о фактах нарушения закона государственными структурами, а также их должностными лицами. А такие упущения позволяют чиновникам полностью ограничить доступ к сведениям служебных расследований работы государственного аппарата и многим другим недоработкам. Хотя максимальная открытость в данной области могла бы стать основным стимулом здорового функционирования властных структур.

Согласно Положению, руководство федеральных организаций исполнительной власти в разрезе своей компетенции устанавливает ту категорию, должностных лиц, которые уполномочены относить документы или служебную информацию к группе ограниченного распространения, обеспечивая тем самым ее защиту.

Нормы действующей редакции ГК РФ о служебной тайне

В ГК РФ до 01.01.2008 действовала ст. 139 «Служебная и коммерческая тайна» — она устанавливала, что информация составляет служебную или коммерческую тайну, если:

В настоящее время в ГК РФ статья, прямо посвященная вопросам СТ, отсутствует. Тем не менее в разных разделах ГК РФ содержатся аспекты описательного и ограничительного характера в отношении разных видов информации, часть которых может быть отнесена к СТ. Объектом СТ нижеперечисленная информация может стать, если доступ к ней будет получен в связи с исполнением госслужащими и (или) сотрудниками следственных, судебных и иных органов своих должностных обязанностей.

Отдельные виды информации, которые можно отнести к СТ, рассматриваются в различных нормативных актах, например:

Нюансы применения разнообразных законов изучайте с материалами нашего портала:

Служебная и профессиональная тайна

ВАЖНО! Образец акта о результатах работы комиссии при проведении служебного расследования по факту разглашения коммерческой тайны от КонсультантПлюс доступен по ссылке

Читайте также:  Пенсии по случаю потери кормильца

Из сказанного ранее ясно, что на сегодняшний день четкого, бесспорного законодательного разделения между различными видами тайны нет. Кроме служебной, особо выделяют государственную тайну, есть тайна частной жизни (личная, семейная, тайна голоса), есть коммерческая тайна, касающаяся секретов бизнеса.

Однако наиболее значимым и в то же время сложным процессом является попытка разделить тайну служебную и профессиональную. Возможно ли это в принципе?

Попробуем разобраться. Итак, служебная тайна – сфера работы госслужащих и муниципальных служащих. Это ее основной признак. Профессиональной тайной могут обладать профессионалы, занимающие различные должности, с государственной и муниципальной службой не связанные. Служебная тайна на практике регламентируется актами специального назначения, предназначенными для чиновников, а профессиональная тайна в первую очередь подчиняется нормам трудового законодательства.

Заметим, что и та и другая разновидность тайны упомянуты в ТК РФ (ст. 57, 81, 243). Разнится и состав тайных сведений. Как правило, профессиональная тайна представляет собой более узкий массив сведений, по сравнению со служебной тайной.

В состав служебной тайны входят сведения о деятельности госоргана, муниципального органа, в соответствии с внутренними регламентами этих органов. В то же время в состав профессиональной тайны могут входить узкоспециальные сведения, не подлежащие разглашению, к примеру, тайна исповеди, журналистская тайна, иная тайна, относящиеся к той или иной профессии.

На заметку! Существуют тайны, которые нельзя однозначно отнести к профессиональным или служебным. К примеру, персональные данные частного лица могут составлять служебную тайну для судьи, являющегося государственным должностным лицом, и профессиональную тайну для работника кадровой службы коммерческой фирмы.

Коммерческая тайна-что это?

ФЗ «О коммерческой тайне» от 29.07.2004 № 98-ФЗ определено, что коммерческой тайной называют режим конфиденциальности информации. Его разрешено применять только к определенным категориям сведений. Кроме того, законодательство содержит перечень данных, которые ни в коем случае не могут быть помещены под режим конфиденциальности (ст.

5 закона № 98-ФЗ).

Информация, относящаяся к коммерческой тайне, несет в себе коммерческую ценность, т. е. с ее помощью обладатель может получить коммерческую выгоду.

В юридической доктрине нет однозначного мнения по поводу соотношения данных понятий и субъектного состава обладателей доступа к информации (например, является ли служебной тайной коммерчески ценная информация, доверенная работнику в связи с исполнением им должностных обязанностей, или к такой тайне применимо только определение «коммерческая»).

Профессиональная и служебная тайна: в чем разница

Определение профессиональной тайны дано в п. 4 указа № 188. Это сведения, связанные с профессиональной деятельностью: врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна телефонных переговоров, почтовых отправлений и т. д.

Все это самостоятельные виды тайны. Служебная тайна может включить любую из них, кроме адвокатской и тайны исповеди.

В отношении адвокатской тайны и тайны исповеди действующим законодательством гарантирована безусловная конфиденциальность. Так, пп. 3 и 4 ст.

56 УПК РФ не позволяют допрашивать адвоката и священнослужителя в качестве свидетелей по обстоятельствам, которые стали им известны в ходе оказания правовой помощи или из исповеди соответственно. Согласие адвоката/священнослужителя в данном случае роли не играет. Полученные от него сведения суд просто не примет на основании их недопустимости как доказательств.

Тайна профессионального характера – объектный состав

На основе представленных выше критериев можно выделить следующие определенные объекты профессиональной тайны. В данном случае объектом является конкретная информация той или иной сферы жизнедеятельности человека. Отсюда можно выделить следующие отрасли, попадающие под правовой режим профессиональной тайны, например:

1. Практически каждый человек хоть раз в жизни обращался к докторам. Но при этом мало кто знает, что информация, которой они непосредственно владеют, охраняется законом и называется врачебной тайной. К ней можно отнести ряд следующих данных: факт обращения в медицинское учреждение, сведения о доноре, сведения медицинской документации, сведения о факте проведения оплодотворения искусственным путем, сведения о психическом заболевании пациента и т. п.

2. В структуру объектного состава профессиональной тайны также входит информация, передающаяся между людьми посредством тех или иных форм связи (почтой, телефоном, электронными письмами, интернетом и т. д.).

3. Действующим законодательством охраняется нотариальная тайна, то есть те сведения, которые становятся известны нотариусу в процессе совершения им конкретных действий. В данном случае можно также упомянуть о специфическом режиме информации, которая известна адвокатам, в процессе оказания юридической помощи.

4. Тайна усыновления является объектом профессиональных сведений. Сюда относятся данные о ребенке, которого усыновили.

5. Как ни странно, но закон распространяет свою защиту на сведения, которые доверяются священнослужителям непосредственно на исповеди.

6. Последним объектом профессиональной тайны является тайна страхования, а именно данные о выгодопринимателе и застрахованном лице (имущественное положение, состояние здоровья и т. д.).

Правовое регулирование профессиональной тайны осуществляется посредством упомянутых ранее нормативных актов. Однако информацию, доступную субъектам в связи с их деятельностью, не следует отождествлять со служебной. Потому что последний вид характеризует совершенно самостоятельную систему отдельных сведений. На основе этого можно сделать вывод, что служебная тайна – это охраняемая законом конфиденциальная информация, которой владеют представители государственных органов и местного самоуправления. При этом сведения такого характера могут быть известны субъектам лишь в силу законных оснований в процессе реализации ими служебной деятельности. Доступ к служебной информации ограничивается нормами действующего законодательства по причине возможного вреда, который может возникнуть из-за её разглашения. Юридическая охрана служебной тайны осуществляется на основе положений федерального закона «О служебной тайне».

Что такое тайна профессионального характера?

Профессиональная тайна является сбором определенных свдений. Но, как мы уже выяснили, сведения подобного рода охраняются законодательством. Однако это не единственный характерный момент. Понятие гласит, что профессиональная тайна – это система инфомации, которая попадает к держателю, то есть лицу, владеющим ею, в силу выполнения последним каких-либо профессиональных функций. При этом человек не должен находиться на муниципальной или же государственной службе, так как это будет уже примером иных сведений. Вдобавок ко всему прочему, тайна профессионального характера, при её непосредственном разглашении, может повлечь наступление негативных последствий, которые, в свою очередь, нанесут ущерб обществу и конкретным лицам. Таким образом, данный тезис раскрывает важность режима конфиденциальности описанной информации.

Ответственность за нарушение требований режима служебной тайны

Одной из составляющих механизма защиты информации является ответственность за нарушение в сфере производства и оборота информации, охраняемой в режиме служебной тайны.

Читайте также:  Зачем нужна временная прописка и как ее получить

Как правило, в литературе рассматривается ответственность именно за разглашение служебной тайны и отмечается ее плохая юридическая проработанность1.

Однако круг вопросов и область ответственности в сфере служебной тайны гораздо шире проблемы разглашения. Ответственность должна быть предусмотрена за нарушения на любом из этапов оборота информации, охраняемой в режиме служебной тайны, не только для субъектов, осуществляющих работу со сведениями, охраняемыми в режиме служебной тайны, но и для субъектов, которые осуществляют отнесение информации к сведениям, охраняемым в режиме служебной тайны, субъектов, которые обеспечивают функционирование систем защиты информации, охраняемой в режиме служебной тайны, организацию работы и учет информации.

Рассмотрим основные виды ответственности, предусмотренные законодательством Российской Федерации и целесообразность их применения относительно нарушения режима служебной тайны.

Дисциплинарная ответственность. Как отмечают исследователи, в настоящее время вопрос ответственности за разглашение информации в основном ограничивается лишь дисциплинарной ответственностью2.

Возможность применения такого вида ответственности предусмотрена как Трудовым кодексом Российской Федерации (пп. в) п.6 ст. 81 ТК РФ), так и Законом о государственной гражданской службе (пп. в) п. 3 ст. 37 ФЗ № 79). За разглашение тайны в таком случае предусмотрена возможность применения такого вида дисциплинарного взыскания, как увольнение в соответствии с Трудовым кодексом и расторжение контракта в соответствии с ФЗ «О государственной гражданской службе». При этом стоит отметить, что в сфере государственной гражданской службы предусмотрена ответственность не только за разглашение охраняемой законом тайны, но также и за разглашение служебной информации. Как было указано в четвертом параграфе первой главы, такое регулирование и ответственность за разглашение служебной информации в целом не представляется целесообразным и обоснованным, поскольку вся служебная информация сама по себе не является информацией ограниченного доступа только в силу служебного характера.

Исследователи отмечают сложность в сфере определения понятия «разглашение охраняемой законом тайны»1. По мнению А. В. Стремоухова, определение разглашения должно отвечать требованиям нормативности, точности и определенности. Так, в частности, отмечается, что во многих законодательных определениях отсутствует субъект разглашения – а именно лицо, обязанное хранить охраняемую законом тайну.

Также важно разграничивать понятие «разглашение» информации и нарушение правил работы с информацией, охраняемой в режиме служебной тайны, поскольку далеко не всегда такое нарушение обязательно ведет к разглашению такой информации. Вопрос разграничения таких категорий давно обсуждается применительно к институту «коммерческой тайны»2. В данном случае к работникам может быть применена дисциплинарная ответственность, не предусматривающая возможность увольнения в соответствии с ТК РФ. Однако считаем, что возможна ситуация, при которой с государственным служащим может быть расторгнут контракт по такому основанию как «утрата доверия» (пп. 1.1, п. 1 ст. 37 Закона о государственной гражданской службе).

Норма о прекращении трудового договора/расторжении служебного контракта в ТК РФ и в Законе О государственной гражданской службе является диспозитивной. Работодатель в данном случае сам вправе решать, к какой мере дисциплинарного воздействия должен быть привлечен работник/государственный служащий. По мнению Н. Ю. Агафоновой такой диспозитивный подход в части наложения дисциплинарного взыскания прямо нарушает принцип неотвратимости наказания и приводит к неэффективности регулирования поведения государственных гражданских служащих1. Кроме того, в литературе высказывается позиция, в соответствии с которой законодательно необоснованно пытаться применить частно-правовые приемы диспозитивного регулирования трудовых отношений к сфере государственной гражданской службы, которая сама по себе обеспечивает функционирование государственно-властного аппарата и всей системы управления. В данном случае представитель нанимателя действует в государственных интересах, а не в частных. В связи с этим, по мнению И. В. Алениной, необходимо в некоторых аспектах снизить степень диспозитивности при принятии решения 0 привлечении государственного гражданского служащего к ответственности2. С одной стороны, такое мнение весьма обоснованно, с другой же стороны, для установления императивного требования о наложении дисциплинарного взыскания (в том числе и такой меры как расторжение служебного контракта), необходимо четкое нормативное регулирование самого института служебной тайны, которое бы позволяло минимизировать субъективизм при отнесении информации к сведениям, охраняемым в режиме служебной тайны, а также позволило бы выработать конкретные требования для соблюдения требования конфиденциальности таких сведений. Также полагаем, что просто наличие формального состава дисциплинарного проступка как соответствующий ответственный субъект и факт известности информации третьим лицам недостаточен для наложения такого дисциплинарного взыскания как расторжение служебного контракта, так как при решении вопроса должны учитываться и обоснованность отнесения информации к сведениям, охраняемым в режиме служебной тайны, и обеспечение мер для защиты информации, охраняемой в режиме служебной тайны, и четкость организации системы работы с информацией ограниченного доступа.

Стоит отметить, что дисциплинарная ответственность, как правило, налагается именно за разглашение охраняемой законом тайны. В то же время, как было сказано раньше, случаи нарушения требований режима служебной тайны гораздо шире разглашения такой информации. Так, к примеру, указанные нарушения могут относиться к необоснованному отнесению информации к сведениям, охраняемым в режиме служебной тайны, а также к нарушению правил учета такой информации, работы с ней1. В данном случае ответственность, безусловно, должна быть применима не только к лицам, непосредственно работающим с информацией, охраняемой в режиме служебной тайны, но также и к лицам, которые применяют решение об отнесение той или иной информации к сведениям, охраняемым в режиме служебной тайны, а также оформляют допуск и ведут учет работы с информацией этой категории.

Помимо всего прочего, важным вопросом является вопрос последствий расторжения контракта с государственным служащим при разглашении служебной тайны и разграничение случаев применения дисциплинарной ответственности от случаев применения административной ответственности.

Административная ответственность. В юридической литературе отмечается, что при установлении административной ответственности за нарушения в сфере служебной тайны, необходимо учитывать следующие направления правового регулирования:

1) обеспечение доступа граждан и (или) организаций к достоверной информации, необходимой для реализации их прав, свобод и обеспечения законных интересов;

2) организацию (и обеспечение) предупреждающего оповещения граждан и (или) организаций о фактах и событиях, создающих угрозу безопасности;

3) защиту информации ограниченного доступа;

4) предупреждение правонарушений в данной сфере1.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *