- Договорное право

Стадия наблюдения при процедуре банкротства

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Стадия наблюдения при процедуре банкротства». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Основанием для решения Арбитражного суда о введении стадии наблюдения является статья №63 Федерального закона «О несостоятельности юрлиц». Механизм наблюдения позволяет определить все требования по порядку, а также признаки фиктивного банкротства. В документе прописаны дальнейшие действия, которые должен выполнить должник для реализации банкротства.

Основания для введения наблюдения

Начинается процедура банкротства не с подачи заявления, как считают многие компании, а сбора полного пакета документов. Дело в том, что к заявлению в обязательном порядке прикладывают справки, выписки со счетов, полный список имущества, перечень обязательств и многие другие официальные документы.

Только после сбора документов, необходимо приступать к составлению обоснованного заявления. Арбитражный суд принимает во внимание только веские основания и признаки несостоятельности. Если документы в порядке, то процедура будет проходить в несколько этапов:

  • Наблюдение.
  • Санация (оздоровление и реструктуризация).
  • Введение внешнего управления.
  • Конкурсное производство.

Это стадия, которая начинается с момента возбуждения производства по делу о банкротстве и продолжается вплоть до вынесения итогового судебного акта и введения внешнего управления, финансового оздоровления, в случае признания должника банкротом – процедуры конкурсного производства, отказа от признания должника банкротом, утверждения мирового соглашения.

Наблюдение – это лишь начальный этап, необходимый для выявления информации об имущественном состоянии должника и проведения финансового анализа, а также формирования реестра требований кредиторов.
Для выполнения указанных функций суд назначает временного управляющего, кандидатура которого определяется судом самостоятельно, либо по ходатайству кредитора – заявителя. При этом, последний вправе поставить перед судом вопрос как о выборе конкретного кандидата, так и одного из членов выбранной им саморегулируемой организации арбитражных управляющих.

Обращаем внимание, что временный управляющий обладает широким набором полномочий в деле о банкротстве, в числе которых — получение полных и достоверных сведений о должнике от самого должника, его контрагентов, государственных органов.

В его функцию также входит принятие мер, обеспечивающих сохранность имущества должника и о его возврате в имущественную массу, в том случае, если оно незаконно находится у третьих лиц.

Так, временный управляющий наделяется правом по обращению в суд с заявлением о признании недействительными сделок должника. Закон устанавливает перечень оснований для оспаривания сделок, совершенных в преддверии банкротства. К числу таковых относятся – сделки, совершенные отсутствие равноценного встречного предоставления, либо заведомо направленные на причинение вреда интересам кредиторов, а также сделки с предпочтением, совершенные в пользу конкретного кредитора в ущерб остальным.

Кроме того, временным управляющим осуществляется контроль за деятельностью органов управления должника, при этом, ряд управленческих решений, связанных с реорганизацией предприятия – должника, созданием филиалов и представительств, распределении прибыли не может решаться без санкции временного управляющего.

Своевременное выявление сведений о ликвидных активах должника, принятие мер по обеспечению их сохранности является залогом наиболее полного удовлетворения требований кредиторов. В этой связи, не представляется возможным эффективное проведение процедур без опытного арбитражного управляющего.

Исходя из изложенного, право кредитора – заявителя на назначение «своего» арбитражного управляющего является значительным преимуществом, поэтому большинство кредиторов стремятся успеть первыми возбудить процедуру банкротства.

На стадии наблюдения временным управляющим анализируются бухгалтерские документы должника, договоры с контрагентами, исследуется положение должника на рынке, данные об имуществе.

По результатам анализа перечисленной информации временный управляющий приходит к конкретному выводу о возможности/невозможности восстановления платежеспособности должника и целесообразности введения одной из нижеследующих процедур.

Финансовое оздоровление.

Действующий Закон о банкротстве не предусматривает сохранения за должником и его исполнительными органами полной финансовой и административной автономии, в особенности на стадиях, следующих после процедуры наблюдения.

Однако введение процедуры финансового оздоровления – это наиболее благоприятный вариант для должников, желающих стабилизировать свое финансово — экономическое состояние, и наладить производственную деятельность.

В ходе рассматриваемой процедуры принимаются реабилитационные меры, которые направлены на погашение задолженности перед кредиторами с помощью собственных средств должника. В этом финансовое оздоровление схоже с процедурой внешнего управления. Что касается процедуры конкурсного производства, то ее мероприятия предполагают возможность обращения взыскания и на активы контролирующих лиц должника.

Процедура финансового оздоровления проводится под руководством административного управляющего. Последний, являясь специалистом по восстановлению платежеспособности, проведя детальный анализ деятельности предприятия, обнаруживает, какие факторы повлекли возникновение признаков банкротства данной организации и предпринимает меры по их устранению и повышению эффективности производства.

Законом о банкротстве предусмотрен открытый перечень мер, направленных на повышение производственной эффективности компаний, в числе которых:

  • перепрофилирование производства;
  • закрытие нерентабельных производств;
  • ликвидация дебиторской задолженности;
  • продажа части имущества должника;
  • уступка прав требования должника;
  • исполнение обязательств должника собственником имущества должника — унитарного предприятия или третьим лицом (третьими лицами);
  • продажа предприятия (бизнеса) должника.

Смысл данных мероприятий состоит в обеспечении безубыточной работы предприятия, привлечении достаточных средств для того, чтобы регулярно погашать кредиторскую задолженность в соответствии с графиком.
При этом, к выводу о целесообразности той или иной меры с должной степенью достоверности может прийти лишь грамотный административный управляющий на основании детального анализа деятельности организации, ее потенциала, причин, повлекших неплатежеспособность, а также исследования рынка соответствующих товаров или услуг.

Читайте также:  Пенсия по инвалидности в 2024 по группам

В рамках рассматриваемой процедуры составляется График погашения задолженности, в котором должно быть предусмотрено пропорциональное погашение требований кредиторов в установленной очередности. Во исполнения Графика погашения задолженности может быть представлено обеспечение со стороны любых лиц. Следует помнить, что в качестве которого не могут выступать имущество и имущественные права, принадлежащие должнику на праве собственности или праве хозяйственного ведения.

Если вопрос о введении финансового оздоровления был поставлен перед судом не кредиторами, а иными лицами, в том числе, самим должником или органами его управления, арбитражный суд вправе ввести данную процедуру лишь при условии представления обеспечения, в размере, превышающем размер обязательств должника, включенных в реестр не менее чем на двадцать процентов. При этом график погашения задолженности должен предусматривать начало погашения задолженности не позднее чем через месяц после вынесения арбитражным судом определения о введении финансового оздоровления и погашение требований кредиторов ежемесячно, пропорционально, равными долями в течение года с даты начала удовлетворения требований кредиторов.

В случае отсутствия обеспечения исполнения должником обязательств, подлежит составлению План финансового оздоровления. Лица, ходатайствующие о введении финансового оздоровления должны представить суду достаточные доказательства того, что требования кредиторов будут удовлетворяться в соответствие с Графиком погашения задолженности. Представленный план должен содержать сведения о предполагаемых источниках доходов, сроках и размерах удовлетворения требований кредиторов.

Непогашение, либо неполное погашение требований конкурсных кредиторов является основанием для введения процедуры внешнего управления или конкурсного производства с отстранением органов должника от управления.
По своим характеристикам, финансовое оздоровление во многом схоже с процедурой наблюдения, поскольку не подразумевает прекращения полномочий органов управления должника, а лишь накладывает на них определенные ограничения.

Должник не лишен права заключать обычные хозяйственные сделки с независимыми контрагентами, которые не влекут для него чрезмерно обременительных обязательств и отчуждения активов.

При этом должник не вправе самостоятельно, без согласия кредиторов и административного управляющего заключать следующие сделки:

  • имеющие элемент заинтересованности;
  • связанные с приобретением и отчуждением имущества должника, выдачей займов (кредитов), поручительств, гарантий, доверительного управления имуществом;
  • влекущие за собой увеличение кредиторской задолженности должника более чем на 5% суммы требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов на дату введения финансового оздоровления;
  • связанные с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества должника, за исключением реализации имущества должника, являющегося готовой продукцией (работами, услугами), изготовляемой или реализуемой должником в процессе обычной хозяйственной деятельности;
  • влекущие за собой уступку прав требований, перевод долга, получение займов (кредитов).

Анализ финансового состояния

При проведении всеобъемлющего анализа используется комплексный подход в изучении первичной документации: договора, платежные документы, бухгалтерские и налоговые регистры. Помимо этого проводится оценка грамотности и компетентности руководства в разрезе хозяйственных операций, сопоставляются факторы, приведшие к возникновению и критическому размеру кредиторской задолженности.

Для более точного и эффективного исследования представленных материалов, управляющий в праве воспользоваться квалифицированной помощью узконаправленных специалистов в сфере юриспруденции, финансовой аналитики, бухгалтерского учета и управленческого менеджмента.

Результатом проведенной работы является:

  • Выявление моментов, свидетельствующих о фиктивности банкротства;
  • Определение реальной ликвидной стоимости активов, их аккумуляцию и полное сохранение;
  • Составление заключения о перспективах субъекта – должника и последующих действиях относительно него: поэтапное восстановление деятельности и позитивного платежного баланса или же полная ликвидация со списанием всех долговых обязательств.

Наблюдение, финансовое оздоровление и другие этапы

Если арбитраж удовлетворяет требование искового заявления, назначается процедура наблюдения. Она преследует следующие цели:

  • сохранить имущество организации-должника;
  • проанализировать финансовое состояние предприятия;
  • внести в реестр все требования кредиторов и провести их первое собрание для определения дальнейшей судьбы общества;
  • определить следующую процедуру банкротства.

В зависимости от итогов на этом этапе суд рассматривает ходатайство заинтересованных лиц, участвующих в банкротстве, и принимает решение о введении:

  • финансового оздоровления;
  • внешнего управления;
  • конкурсного производства.

В первом случае преследуется цель восстановить платежеспособность предприятия. Составляется новый план погашения обязательств перед кредиторами, который начинает выполняться с момента введения финансового оздоровления.

Банкротство юридических лиц: основания и причины

Считается, что у организации есть признаки банкротства при следующих обстоятельствах:

  1. суммарный размер задолженности составляет 300 тысяч рублей и выше;
  2. имеются просрочки по платежам сроком не менее 3 месяцев перед любыми кредиторами;
  3. есть долги по выплате заработной платы, компенсаций за нанесение вреда третьим лицам. В таком случае срок невыполнения обязательств, которого будет достаточно при банкротстве юридических лиц для прохождения процедуры, определяет суд;
  4. образовалась просроченная задолженность по исполнительным листам.

Процедура банкротства предприятия: необходимые документы

Чтобы начать банкротство юридических лиц, потребуется следующая документация:

  • заявление в произвольной форме, но с обязательным указанием реквизитов и контактных данных суда, обеих сторон судебного процесса, обстоятельств возникновения долгов и любых иных сведений, напрямую связанных с материальным положением юрлица;
  • выписка из ЕГРЮЛ с реквизитами компании, которая проходит процедуру банкротства.

Остальной перечень документации будет зависеть от того, кто именно выступает инициатором подачи заявления. При добровольной процедуре банкротства необходимо предоставить следующий перечень:

  • учредительные (регистрационные) документы;
  • бухгалтерская и финансовая отчётность;
  • решение учредителя или протокол собрания участников, на котором принято решение об обращении в суд для прохождения процедуры банкротства;
  • копия акта проверки инспекцией налоговой службы, если это подтверждает финансовую несостоятельность (при наличии).

Если процедуру банкротства инициировал кредитор, он должен предоставить в суд:

  • бухгалтерские документы, подтверждающие наличие задолженности у предприятия перед ним (акты сверок, накладные, счета-фактуры, акты выполненных работ, и т.д);
  • паспорт (если заявление подаётся от физлица) или доверенность, если заявитель представляет интересы юрлица. Когда заявление подаётся руководителем, то вместо доверенности предоставляется приказ о назначении;
  • иные документы, касающиеся обстоятельств дела (договоры, письма, переписки, и т.д.)
Читайте также:  Стадии банкротства юридического лица

Суть процедуры наблюдения

Процедура наблюдение при банкротстве юридического лица позволяет понять:

  • возможно ли наладить финансовые дела фирмы,
  • рассчитаться с кредиторами без продажи оборудования и недвижимости,
  • восстановить деятельность.

Юридическому лицу предоставляется возможность временно осуществлять свою работу без необходимости делать выплаты в этот период. То есть организация функционирует в обычном режиме, что позволяет:

  • Полностью изучить положение дел компании, оценить ее финансовые возможности и имущество, проверить активы.
  • Установить возможности возвращения учреждению платежеспособности.
  • Разработать план мероприятий по возвращению платежеспособности и возвращению нормального функционирования.
  • Установить реальные сроки восстановления, необходимые для этого ресурсы.
  • Провести полный анализ деятельности компании и установить причины, приведшие к неплатежеспособности.
  • Принять решение относительно дальнейшей судьбы фирмы.

На этот период арбитражный суд назначает временного управляющего, в обязанности которого входит ведение дел организации, проведение всех необходимых процедур и мероприятий. Результаты этого этапа являются важным основанием для дальнейшего рассмотрения дела о банкротстве и принятия решения относительно фирмы-должника.

Банкротство через МФЦ — внесудебное банкротство

В 2024 у должников появилась возможность признать себя банкротом не только через суд, но и в упрощенном порядке — без суда через МФЦ. Внесудебное банкротство проще и при этом является бесплатным.

Стать банкротом через МФЦ может лицо:

  • имеющее долг в сумме по всем обязательствам не более 500 000 рублей;
  • в отношении которого числится оконченное исполнительное производство по причине отсутствия у него имущества.

Схема такого банкротства отличается от банкротства через суд. Человек подает в МФЦ только заявление и список кредиторов. МФЦ самостоятельно проверяет право на списание долгов через ФССП, затем публикует сообщение о начале внесудебной процедуры.

По истечении 6 месяцев в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве МФЦ включает информацию о завершении процедуры. Должник освобождается от обязательств перед кредиторами, о которых он сообщил при подаче на заявления.

Для наглядности приводим сравнительную таблицу:

Судебное банкротство Внесудебное банкротство
Сумма долга От 300 000 ₽ До 500 000 ₽
Инстанция Суд МФЦ
Стоимость От 80 тысяч ₽ Бесплатно
Постановление о прекращении исп. производства Не нужно Нужно
Сроки От 6-13 месяцев 6 месяцев

Нюансы процедуры наблюдения при банкротстве юридического лица и последствия ее введения в 2023 году – Юридическая поддержка

Процедура наблюдения в нынешнем законе о банкротстве носит сугубо технический характер. Ее смысл сводится к подготовке и принятию решения о дальнейшей судьбе должника: восстановление платежеспособности (внешне управление или финансовое оздоровление) или ликвидация (конкурсное производство).

В этой связи наблюдение прописано крайне невнятно. Ключевая неопределенность касается распределения управленческих полномочий и контроля за деятельностью должника.

Полномочия корпоративных органов в наблюдении не прекращены, но ограничены (в части согласования сделок и запрета на ряд корпоративных действий), при этом контрольные компетенции управляющего сводятся к выдаче указанных выше согласований, кредиторы же вообще никаких управленческих и контрольных прав (в отношении должника) не имеют.

Это приводит к следующей стандартной ситуации.

Должник продолжает хозяйственную деятельность, однако цель ее сводится не к получению и распределению прибыли (это уже не возможно), а к выводу оборотного капитала и созданию номинальных текущих обязательств.

Управляющий не вникая в происходящее, занимается рутинной процедурной работой (готовит фин.анализ, ведет реестр). Кредиторы включаются в реестр, а после – беспомощно созерцают за происходящим.

Результат такого «наблюдения» обычно предсказуем – к моменту введения конкурса (а он вводится в 98% случаев) – у должника значительный объем оспоримых сделок; высокий уровень и полная неразбериха с текущими платежами и «странный» реестр, сформированный из дружественных должнику кредиторов.

То есть все ведет к тому, что кредиторы удовлетворения требований (даже частичного) уже не получат.

Но так ли все безнадежно? Есть ли способы оптимизировать процедуру наблюдения и не допустить ситуацию, крайне затрудняющую удовлетворение требований кредиторов в конкурсе?

Внизу представлен анализ проблематики в процедуре наблюдения и основные способы противодействия недобросовестным проявлениям.

Обеспечение сохранности имущества должника

В процедуре наблюдения часто случается необоснованное уменьшение имущественной массы должника, что значительно сокращает шансы кредитора на погашение.

Причины сокращения имущества: сделки, списания, бездействие менеджмента в отношении взыскания дебиторки и т.д.

Такая ситуация обычно является следствием, с одной стороны, недобросовестных действий контролирующих должника лиц, с другой — бездействия управляющего, а также (в меньшей степени) — кредиторов.

В тоже время в распоряжении временного управляющего есть широкий арсенал средств и методов противодействия недобросовестному уменьшению активов должника в процедуре наблюдения.

Вот лишь некоторые – самые значимые из них.

(а) Временный управляющий обладает правом на получение информации об изменениях в составе имущества должника – такие сведения руководитель должника направляет управляющему ежемесячно (п.3.2. статьи 64 ЗоБ).

Это дает возможность временному управляющему своевременно выявлять случаи выбытия активов должника и (при наличии оснований), использовать предоставленные законом полномочия по их защите.

В случае уклонения должника от предоставления соответствующей информации, управляющий должен предпринять все необходимые меры для самостоятельного получения такой информации (выписки по счетам, сведения ЕГРЮЛ, и прочих реестров и т.д.).

Параллельно с этим, эффективный управляющий обычно инициирует возбуждение административного производства по пункту 4 статьи 14.13 КоАП (Незаконное воспрепятствование деятельности арбитражного управляющего).

Это можно сделать, направив заявление в прокуратуру, которая обычно весьма охотно реагирует на соответствующие сигналы и проводит сплошную проверку деятельности должника в процедуре наблюдения с привлечением виновных лиц к административной ответственности (например, Постановление АС МО от 09.11.2020 года по делу №А40-326278/2019).

Читайте также:  Как лишить мать родительских прав без ее согласия в России в пользу отца

Своевременное получение управляющим информации об активах должника является ключевым методом мониторинга имущества, который позволяет своевременно использовать указанные ниже механизмы его защиты.

(б) В случае выявления признаков недобросовестного распоряжения имуществом (именно признаков – даже не фактов) — управляющий вправе заявить обеспечительные меры на основании пункта 1 статьи 66 ЗоБ: запретить директору совершать те или иные сделки, направленные на уменьшение имущества должника (без согласия управляющего). Иногда такой запрет может касаться всего имущества должника и его денежных средств (например, Постановление АС Волго-Вятского округа от 15.03.2019 года по делу №А43-21316/2016).

(в) В случае, если управляющий получит информацию о совершении сделок (иных действий) без согласования с ним (п.2 ст. 65 ЗоБ) или вообще запрещенных в наблюдении (п.3 ст.65 ЗоБ), он обязан незамедлительно оспорить их.

Откладывать такое оспаривание до введения конкурса – ошибочно и чревато потерей отчужденных активов, например, если речь идет о товарах, запасах, акциях, долях (которые выводятся через контрагента-транзитера).

Права и обязанности участников наблюдения

Участниками проводимых наблюдательных мероприятий выступают:

  • Юрлица-должники.
  • Займодатели.
  • Независимый эксперт (временный руководитель).

Каким образом их действия регламентируются на законодательном уровне, можно рассмотреть в представленной ниже таблице:

Субъекты Вправе Должен
Должник
  • Инициировать операцию подтверждения неплатежеспособности.
  • Продолжать работу в условиях наложения ограничений.
  • Рассмотреть заключение временного руководителя.
  • Оспорить решение в судебном порядке.
  • Соблюдать установленные судьей ограничения.
  • Согласовывать действия с экспертом.
  • Передавать ему нужные документы и не препятствовать.
  • Взять на себя все расходы.
Займодатель
  • Отправить заявку о начале процесса.
  • Принимать участие в собрании и знакомиться с результатами деятельности управляющего.
  • Выдвигаться на членство в комитете.
  • Оспаривать решение судебного органа.
  • Подтвердить основания иска документально.
  • Предоставить достоверные сведения.
  • Действовать в рамках законодательства.
Эксперт
  • Рассматривать любую документацию компании и изучать необходимую информацию.
  • Контролировать работу предприятия и руководящего состава.
  • Оформить отказ от участия в процессе.
  • Оценить положение организации и предложить пути устранения имеющихся проблем.
  • Осуществлять контроль.
  • Составлять список кредиторов.
  • Проводить собрание займодателей.
  • Направить отчет в арбитражный суд.

Каково окончание наблюдения как процедуры банкротства: последствия

Если во время разбирательств сторонам удается прийти к мирному соглашению, юрлицо и займодатели договариваются о выплате задолженности самостоятельно. Условиями погашения может быть предусмотрено: поэтапное внесение средств, предоставление должником товаров и услуг, соответствующих по стоимости размеру долга. Нередко в процессе оговариваются возможности продолжения сотрудничества. При таком раскладе наблюдательные мероприятия по признанию ЮЛ неплатежеспособным прекращаются. Компания может продолжать работать в прежнем режиме.

Когда же к обоюдному согласию прийти не удается, по итогам сведений о предприятии, полученных независимым экспертом, судебный орган может вынести решение о переходе на другой уровень банкротства:

  • Финансовое оздоровление, направленное на восстановление платежеспособности юрлица и выплаты им задолженности.
  • Внешнее управление с передачей полномочий управляющему.
  • Конкурсное производство, целью которого является удовлетворение претензий займодателей.

Не признаются объектом обложения НДС операции по реализации имущества и (или) имущественных прав должников, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации несостоятельными (банкротами) (пп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ).

Это правило было введено с 01.01.2015 Федеральным законом от 24.11.2014 N 366-ФЗ.

НДС не уплачивается только если должник признан банкротом. Это решение принимается перед стадией банкротства Конкурсное производство. На всех остальных стадиях банкротства НДС должником уплачивается.

Контролирующие органы считают, что работы и услуги, выполненные банкротом, облагаются НДС, так как в пп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ не предусмотрено их освобождение от налогообложения (Письма Минфина России от 30.10.2015 N 03-07-14/62525, от 06.05.2015 N 03-07-11/26074, ФНС России от 17.08.2016 N СД-4-3/15110@).

НДС до 01.01.2015

До 01.01.2015 реализация имущества банкротов облагалась НДС, но этот НДС удерживал и уплачивал налоговый агент (п. 4.1. ст. 161 НК РФ — отменен с 01.01.2015).

Критерии банкротства предприятия

Официальное признание банкротом возможно не во всех случаях, а только при соблюдении определенных Законом № 127-ФЗ условий. Помимо обязательных оснований существуют косвенные признаки, по которым опытный руководитель уже может понять, что организация находится в кризисе. Это, прежде всего, недостаток свободных средств; низкий уровень ликвидных активов; отказ в кредитных линиях со стороны финансовых учреждений; накопление долгов по заработной плате, налогам, расчетам с контрагентами; низкая рентабельность бизнеса; жесткая конкуренция на рынке и т.д.

Но всех перечисленных базовых критериев еще недостаточно – несостоятельными могут быть признаны те должники, которые соответствуют требованиям Закона № 127-ФЗ. Эти специальные условия величины и времени задолженности перечислены в стат. 3, 6 и 33 Закона «О несостоятельности». В чем же они заключаются?

Финансовое оздоровление

Процедура финансового оздоровления регламентируется главой V Закона о банкротстве. Финансовое оздоровление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов, по ходатайству учредителей должника или третьих лиц (п. 2, 3 ст. 75 Закона о банкротстве).

Финансовое оздоровление вводится на срок не более 2-х лет.

Главной целью финансового оздоровления является санация предприятия.

Особенности финансового оздоровления:

  • организация продолжает свою деятельность;
  • органы управления организацией не могут принимать ряд решений без согласия комитета кредиторов или административного управляющего;
  • устанавливается срок финансового оздоровления;
  • осуществляется погашение задолженности согласно утвержденному плану.

Стадия финансового оздоровления заканчивается

  • прекращением производства по делу;
  • введением внешнего управления;*
  • введением конкурсного производства.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *