Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как вести учет библиотечного фонда». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Главное отличие коммерческого и бюджетного бухгалтерских учетов – это разные счета, на которых отражаются все хозяйственные операции. Для бюджетной сферы предусмотрен специальный План счетов, содержащий 26 разрядов.
Понятие и особенности бюджетного учета
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Номера счетов и их наименования в разных планах бухучета не совпадают. Например, в коммерческом ПБУ «Материалы» учитываются на счете 10, а в бюджетном «Материальные запасы» – на счете 105.
Каждый разряд бюджетного ПБУ несет определенные данные об особенностях деятельности учреждения:
- классифицирует доходы;
- распределяет виды расходов;
- показывает, из какого источника организация финансируется;
- какой вид деятельности является целевым;
- синтетические и аналитические счета;
- поступление и выбытие объектов.
Бухучет как хозяйственная операция для любого типа организаций регулируется Федеральным законом «О бухгалтерском учете» от 06 декабря 2011 года № 402-ФЗ. Но, кроме общего регламента, обязательны к применению дополнительные подзаконные акты, разработанные для бюджетной и коммерческой сферы:
- Муниципальные государственные организации, помимо базового Закона, «подвластны» приказу Министерства финансов РФ от 01 декабря 2010 года № 157н «Об утверждении единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, государственных и внебюджетных фондов, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и инструкции по его применению».
- Бухгалтерскую отчетность для бюджетных организаций декларируют такие государственные документы:
- приказ Минфина РФ от 29 декабря 2010 года № 191н «Об утверждении инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
- приказ Минфина Российской Федерации от 25 марта 2011 года № 33н «Об утверждении инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений».
Финансирование коммерческой организации – ее личное дело, можно использовать личные средства учредителей, банковские кредиты и т.п. Бюджетная же сфера, как следует из ее названия, спонсируется государством. Форма субсидирования может быть различной:
- средства, предоставляемые на выполнение госзадания;
- деньги, предоставленные во временное распоряжение;
- средства по медстрахованию;
- собственные доходы учреждения и др.
Коммерческие и «бескорыстные» структуры по-разному предоставляют отчетность в контролирующие органы. Отличия лежат не только в составе документации, но и в сроках предоставления: для бюджетников разработаны собственный график и периодичность.
ВАЖНО! В бюджетной сфере объем отчетности значительно больше, чем в коммерческой, поскольку принципы действия в них кардинально отличаются.
Бюджетные организации различного типа сдают довольно много форм в конце разных учетных периодов:
- каждый месяц – от 1 до 5 документов;
- каждый квартал – от 5 до 10 отчетов;
- ежегодно – от 10 до 30 бланков.
Все необходимые документы для отчетов приведены в специальных нормативных актах, рассмотренных выше. Среди них:
- баланс главного распорядителя (администратора, получателя бюджетных средств) – по форме 0503130;
- баланс самого учреждения – по форме 0503730;
- отчет об исполнении плана финансово-хозяйственной деятельности – по форме 0503737;
- отчет о финансовых результатах деятельности организации – по форме 0503721;
- данные по дебиторской и кредиторской задолженности – по форме 0503769;
- информация об остатках денежных средств организации – по форме 0503779.
Балансы коммерческой сферы и бюджетников в своей основе едины, но имеют несколько серьезных различий:
- Любой бухгалтерский баланс состоит из актива и пассива. Отличие в том, что бюджетники распределяют эти статьи, отдельно отражая применение целевых средств и собственных прибылей.
- «Коммерсанты» отражают в отчетности, помимо текущего, еще два предыдущих года, а «бюджетники» – только один предыдущий.
- Бюджетные сферы разделяют активы на финансовые и внефинансовые, а средства – на материальные и денежные; у коммерческих структур разделение принципиально другое.
- Пассив бюджетной сферы отражает все виды обязательств, а коммерческая разделяет их по срокам.
Бухгалтерский учет «коммерсантов» и бюджетников имеют глобальные отличия на всех уровнях существования: самих объектах учета, ПБУ, отражении активов и пассивов, составе и порядке предоставления отчетности. Государство постоянно совершенствует систему бюджетного учета, внося в нее различные изменения. Поэтому бухгалтеру бюджетной организации нужно быть постоянно в курсе нововведений, для чего изучать обновления законодательства, читать спецлитературу, посещать профильные семинары.
Порядок Списания Библиотечного Фонда В Бюджетных Учреждениях В 2021 Году
В случаях же списания федерального недвижимого имущества, пришедшего в негодное состояние в результате стихийных бедствий или иных чрезвычайных ситуаций, пакет представляемых на согласование документов дополняется копией акта о причиненных повреждениях (следственных органов, служб МЧС и т.д.) и справкой учреждения о стоимости нанесенного ущерба.
В разделе 3 Методических указаний также сказано, что «определение объектов имущества, не соответствующих критериям актива, возможно как при инвентаризации, проводимой в целях формирования годовой отчетности (по иным обязательным основаниям), так и в течение года — по мере необходимости.».
Справочник ОКОФ 2021 предусматривает классификацию основных фондов, которая принята в международной практике.
Он разработан на основе Системы национальных счетов (СНС 2021), а также Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2021 (КПЕС 2021) (утв.
метод уменьшаемого остатка, при использовании которого годовая сумма амортизации определяется исходя из остаточной стоимости объекта на начало отчетного года и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта и коэффициента не выше 3, используемого субъектом учета и установленного им в соответствии с его учетной политикой;
- если учреждение принимает решение реализовать нефинансовый актив сторонней компании или физическому лицу, то объект подлежит списанию с учета;
- если имущество передается в собственность третьих лиц по договору мены или же на безвозмездной основе;
- если НФА передают сторонней организации в качестве вклада в уставный капитал, то актив подвергается списанию;
- если объект решено сдать в аренду или в лизинг при условии, что имущество будет учитываться у арендатора (лизингополучателя).
При поступлении библиотечного фонда активы необходимо принять к учету по сформированной стоимости с отражением в учете особо ценного и иного движимого имущества. Перечень такого имущества устанавливает главный распорядитель. При этом, если Инструкция № 162н для отражения библиотечного фонда предусматривает счет 101 37 000 «Библиотечный фонд – иное движимое имущество учреждения», то в Инструкции № 174н применяются счета: 101 27 000 «Библиотечный фонд – особо ценное движимое имущество учреждения», 101 28 000 «Прочие основные средства – особо ценное движимое имущество учреждения».
Нормативное регулирование
С 01.01.2018 при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений применяется Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства», утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 257н (далее — Стандарт).
Согласно пункту 7 Стандарта, основные средства — являющиеся активами материальные ценности. В пункте 8 Стандарта говорится:
Учет периодических изданийПериодические издания, составляющие библиотечный фонд, не относятся к основным средствам (п. 38 Инструкции N 157н). Расходы на подписку на периодические и справочные издания, в том числе для читальных залов библиотек, с учетом их доставки, если она предусмотрена в договоре подписки, отражаются по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ. Периодические издания, приобретаемые учреждением для комплектации библиотечного фонда, должны учитываться на забалансовом счете 23 «Периодические издания для пользования» в условной оценке: один объект (номер журнала, годовой комплект газеты) — один рубль (п. 377 Инструкции N 157н). Аналитический учет по данному счету ведется по объектам учета в карточке количественно-суммового учета материальных ценностей (ф. 0504041). Выбытие периодических изданий отражается на основании решения комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов, оформленного первичным учетным документом (актом приема-передачи, актом на списание, иным актом). Пример 7. Учреждение оплатило годовую подписку на ежемесячный журнал для пополнения библиотечного фонда. Стоимость подписки составила 6000 руб. (в том числе НДС). Стоимость одного номера журнала — 500 руб., периодичность — 1 номер в месяц. В бухгалтерском учете необходимо сделать следующие записи: Порядок Списания Библиотечного Фонда В Бюджетных Учреждениях В 2021 ГодуСобственником нефинансовых активов учреждений бюджетной сферы является государство. По п. 9 ст. 9.2 закона № 7-ФЗ от 12.01.1996, основные фонды бюджетных учреждений закрепляются за ними на праве оперативного управления. Различают следующие виды бюджетного имущества: Списанию не подлежат объекты, находящиеся во временной консервации, например, те, что в настоящий момент не используются в производственном цикле. Также не списываются НФА, находящиеся на реконструкции и модернизации, и эксплуатация которых временно приостановлена. В соответствии с п. 38, п. 53 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных учреждений), утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2021 г. № 157н (далее — Инструкция № 157н) объекты библиотечного фонда принимаются к учету в качестве основных средств независимо от срока их полезного использования и отражаются на счете 0 101 37 000 «Библиотечный фонд — иное движимое имущество учреждения», 0 101 27 000 «Библиотечный фонд — особо ценное движимое имущество учреждения». В бухгалтерском учете выбытие объектов библиотечного фонда осуществляется на основании утвержденного руководителем Акта о списании исключенных объектов библиотечного фонда (ф. 0504144) (далее — акт) форма которого утверждена приказом Минфина России от 30 марта 2021 г. № 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению» (с приложением списка исключаемых объектов библиотечного фонда)). Акт составляется комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов при оформлении решения о списании объектов библиотечных фондов и служит основанием для отражения в бухгалтерском учете учреждения выбытия указанных объектов учета. В сформированном комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов акте указываются причины, послужившие основанием для принятия решения о списании объектов библиотечных фондов, и перечень мероприятий по исполнению решения о списании, отметка о результатах проведенных мероприятий (оформляется на основании утвержденного акта и документов, подтверждающих их утилизацию в качестве вторичного сырья, передачу, уничтожение и т.п.), в том числе перечень имущества, подлежащего постановке на учет по результатам проведенных мероприятий, указанных в акте, с целью дальнейшего их использования. Решение о списании может быть принято по результатам инвентаризации библиотечного фонда. Общие правила проведения инвентаризации установлены приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49 «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств». Обратите внимание: перевод объектов библиотечного фонда в группу «Прочие основные средства» не должен приводить к изменению их балансовой стоимости и сумм накопленных амортизационных отчислений. К инвентарному объекту должны применяться критерии признания объекта основных средств, предусмотренные п. 8 СГС «Основные средства». В частности, это возможность получения экономических выгод или полезного потенциала от использования объекта и надежной оценки его первоначальной стоимости как объекта учета. Исключение документов из библиотечного фонда отражают в регистрах индивидуального и суммарного учета библиотечных фондов. На всех исключаемых из фондов документах специальным штемпелем погашаются штампы библиотеки и проставляется номер и дата утверждения акта о списании. На документах, подлежащих продаже, проставляют штамп «Разрешено к продаже» с реквизитами названия библиотеки, номера и даты акта о списании. Первичными учетными документами, подтверждающими факт выбытия документов из библиотечного фонда, являются:
Данные о стоимости списанных документов отражаются на счетах бухгалтерского учета. Библиотечный учет с редакцией в 2022 годуОбязанность по учету обычно возлагается на сотрудников отдела создания фонда. За достоверность сведений, указанных в учетных документах, отвечает руководитель этого отдела. Однако в маленьких библиотеках может просто не быть подобного отдела с узкой специализацией. Что делать при наличии этих обстоятельств? Следует возложить ответственность за учет на работника учреждения с высокой квалификацией. Цифровизация потребует от библиотек внедрения новых форматов хранения информации и методов работы с ними. В настоящее время все учебники, включенные в Федеральный перечень учебников, представлены как в печатной, так и в электронной форме. При этом общеобразовательная организация самостоятельно выбирает форму приобретаемых учебных изданий. Нормативно-правовая основа Учет библиотечных фондов осуществляется не только по правилам бухгалтерского учета: операции с книгами — это целая наука! Помимо утвержденной Стратегии развития, в 2022 году в России будет запущена новая программа «Библиотека в креативной экономике». Ее цель — сделать библиотеку центром притяжения для представителей креативных индустрий. Основные пункты акта о списанииАкт о списании исключенных объектов из библиотечного фонда оформляется по единому шаблону 0504144. Документ подписывается участниками постоянно действующей комиссии. В бланке содержатся следующие пункты:
В бланке указывается, что произойдет со списанными объектами после исключения из фонда. Допускается передача в обменный фонд, в пункт приема макулатуры, а также утилизация. У библиотек есть право реализовывать списанные издания физическим лицам и организациям. Кроме того, имеет место безвозмездная передача изданий. Как списать библиотечный фонд в бюджетном учреждении в 2021 годуВ соответствии с определением, приведенным в статье 1 Закона № 78-ФЗ: библиотека – информационная, культурная, просветительская организация или структурное подразделение организации, располагающие организованным фондом документов и предоставляющие их во временное пользование физическим и юридическим лицам. Из этого определения видно, что с организационно-правовой точки зрения библиотеки бывают двух типов: – библиотеки, являющиеся самостоятельными учреждениями; – библиотеки, являющиеся специализированными подразделениями в учреждениях. В соответствии с законом 8 библиотеки создают во всех видах муниципальных образований: и в поселениях, и в городских округах, и в муниципальных районах (межпоселенческие библиотеки), и в городских округах. Полномочия по организации библиотечного обслуживания населения также есть и на уровнях субъектов Российской Федерации и на федеральном уровне. Таким образом, учреждения-библиотеки могут быть на любом уровне бюджета. Для учета объектов библиотечных фондов предназначена 15 Инвентарная карточка группового учета основных средств (ф. 0504032). В соответствии с указаниями о порядке заполнения формы 0504032 учет библиотечных фондов в ней ведут только в денежном выражении общей суммой. На объекты библиотечного фонда не ведут Инвентарные списки нефинансовых активов. Это означает, что в бухгалтерском (бюджетном) учете фигурирует весь объем библиотечного фонда учреждения как единственный объект учета на общую сумму всей балансовой стоимости. Любое поступление объектов библиотечного фонда при этом отражают в учете как увеличение балансовой стоимости этого единственного учетного объекта, а выбытие – как уменьшение балансовой стоимости единственного учетного объекта. С применением компьютерных технологий на практике используют некоторые разновидности общесуммовой технологии учета библиотечного фонда.
То есть в бухгалтерском (бюджетном) учете отражать как отдельные объекты учета: «Библиотечный фонд – 2013», «Библиотечный фонд – 2012» и так далее (нет необходимости разделять по годам объекты до 2003 г. включительно, исходя из опыта переоценки 2007 г.). Любая специфическая методика бухгалтерского (бюджетного) учета библиотечного фонда, кроме установленной Инструкцией № 157н (общесуммовая без количества), должна быть утверждена в рамках учетной политики учреждения. Документация в школьной библиотекеДокументация в школьной библиотеке Перечень документации, обязательной в библиотеке общеобразовательного учебного заведения I.Общая документация 1. Положение о библиотеке общеобразовательного учебного заведения (утверждается директором школы). 2. Паспорт библиотеки. 3. Правила пользования библиотекой общеобразовательного учебного заведения (утверждаются директором школы). 4. Должностные обязанности работников библиотеки (утверждаются директором школы). 5. Годовой и месячный план работы библиотеки (является составной частью годового плана работы школы, утверждается директором школы). 6. Дневник учета работы школьной библиотеки (хранится 3 года). 7. График и расписание работы библиотеки. 8. Отчет о работе библиотеки за предыдущий год. II. Документы по основному фонду 1. Книги суммарного учета. 2. Инвентарные книги. 3. Папка с копиями накладных. 4. Акты о проведении проверки фонда. 5. Папка актов движения фонда(списание, передача). 6.Тетрадь учета литературы, принятой взамен утерянной. 7. Журнал учета изданий, не подлежащих записи в инвентарную книгу (брошюр). 8. Журнал учета библиографических справок. 9. Картотека регистрации периодических изданий. 10. Читательские формуляры. III. Документы по учебному фонду 1.Книга суммарного учета. 2. Картотека учебников (учетные карточки документов). 3. План (отчет) работы с учебным фондом. 4.Копии накладных по доставке учебников. 5.Журнал (папка) учета поступивших учебников. 6. Папка актов движения учебного фонда (списание, передача). 7. Тетрадь замены учебников. 8. Журнал учета регистрационных карточек картотеки учебников. 9. Журнал учета выдачи учебников по классам или индивидуальные формуляры. 10. Диагностическая карта уровня обеспеченности учебной литературой. 11. Отчет школы о количестве учебников по параллелям и областям знаний. 1. Книги суммарного учета или в другой виде регистра, принятый в библиотеке. 2. Инвентарные книги 4 Журнал учета нетрадиционных носителей информации Сроки хранения управленческих документов устанавливаются в соответствии с правилами организации архивного дела в Российской Федерации. Для некоторых категорий документов, обеспечивающих учет и сохранность фондов, устанавливаются следующие сроки хранения: постоянно, до ликвидации библиотеки хранятся регистры индивидуального и суммарного учета документов библиотечного фонда (Инвентарные книги, Книги суммарного учета, учетный каталог, топографические описи и каталоги и др.), Акты о списании исключенных объектов библиотечного фонда, Акты о приеме-передаче списанных объектов библиотечного фонда; в течение пяти лет хранятся сопроводительные документы (накладные, описи, счета-фактуры, списки на поступающую литературу), Акты о пожертвовании, иные документы, подтверждающие прием, перестановку, выбытие документов, Журналы (тетради) учета изданий, принятых от читателей взамен утерянных; до окончания очередной проверки фонда хранятся Акты о предыдущей проверке наличия документов (инвентаризации) библиотечного фонда. Критерии принадлежности имущества к особо ценного имуществаОсобо ценное движимое имущество (ОЦДИ) учитывается обособленно от других фондов. На приобретение, использование, отчуждение имущества, полученного за счет финансирования, требуется согласование с учредительным органом. Признание имущества особо ценным осуществляется приказом, изданным учредителем организации. Документ включает перечень активов ОЦДИ и их стоимостную оценку. Отнесение осуществляется в соответствии с параметрами, установленными ФЗ от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и приказами по министерствам. Стоимостная оценка стоимости имущества указана в таблице.
В состав имущества включаются активы, поступившие централизовано при создании учреждения или в процессе ведения деятельности, а также приобретенное за средства, утвержденные сметой по статье для данного вида расходов. Рубрика «Вопросы и ответы»Вопрос №1. Кто в учреждениях определяет отнесение имущества к ОЦДИ по перечню, установленному органом управления? В учреждении избираются постоянно действующие комиссии. Утверждение состава и срока действия полномочий осуществляется приказом руководителя. В обязанности комиссии входит проведение инвентаризаций, переоценок и списания ОЦДИ. Вопрос №2. Можно ли принять на учет имущество в частичной стоимости? Оплата была произведена частично за счет средств, поступивших от ведения деятельности. Поставить частично на учет нельзя. Имущество представляет собой единый инвентарный объект, постановка на учет которого производится в полном объеме. Вопрос №3. Имеет ли право учреждение самостоятельно определить перечень особо ценного имущества, если утвержденный учредителем список отсутствует? Нет, самостоятельное распоряжение имуществом, включая определение категории учреждением не допускается. Кроме утверждения перечня ОЦДИ учредитель должен довести приказ до организации. Вопрос №4. Как производится модернизация ОЦДИ – замена одного из блоков, составляющих имущественный комплекс? Принятие решения о замене части имущества осуществляется на основании решения инвентаризационной комиссии. Далее производится частичная ликвидация одного из блоков имущества и последующее дооборудование с увеличением стоимости имущества. Вопрос №5. Как часто корректируются величины стоимости имущества? Изменение показателей устанавливается по договоренности с учредителем. Минимальное число раз – однократное в течение года. Порядок закрепляется во внутренних документах. Для чего производится списание ОС?Основные технические средства, числящиеся на основном балансе предприятия, облагаются налогами на имущество. Если техническое средство реально устарело, оно не может приносить определенный доход учреждению, а дальнейшее восстановление по каким-либо причинам невозможно, то лучше произвести его списание баланса с целью прекращения оплаты обязательных налогов. В некоторых учреждениях с целью принятия окончательного решения о списании имущество направляются в Росимущество, эта организация признана официальным собственником в отношении технических средств, находящихся в федеральной собственности. Если цена объекта ОС не превышает показатель в 3000 р., то учреждению не требуется согласование о списании с органом Росимущества. Если стоимость списываемого объекта находится в пределах о т 3000 до 200 тыс.р., то без согласования тут не обойтись. Ознакомиться с основами учета списания основных средств можно в видеоролике. Причины Списания Библиотечного Фонда В Бюджетных Учреждениях В 2021 ГодуПодписные издания – газеты и журналы – приобретают не как нефинансовые активы, а как услуги. Соответственно, на балансовых счетах учета их не отражают. Для учета периодических изданий в составе библиотечного фонда предназначен забалансовый счет 23. С целью объединения библиотечного фонда в один инвентарный объект учреждение вправе в рамках учетной политики определить, что критериями признания стоимости объектов библиотечного фонда несущественной являются критерии, установленные СГС «Основные средства» для начисления 100 %-й амортизации при вводе в эксплуатацию (стоимость до 100 000 руб.) (ч. 4 Методических рекомендаций). Во многом это связано с тем, что налоговые орган и иные уполномоченные государственные контролирующие органы уделяют особое внимание данному разделу отчетности. Списывайте активы, которые морально устарели при строительстве, реконструкции, модернизации и техническом перевооружении предприятия в целом либо его отдельных структурных подразделений. Существует два вида учета библиотечного фонда: внутрибиблиотечный и бухгалтерский (бюджетный). В казенных учреждениях одновременно ведется и внутрибиблиотечный, и бухгалтерский учет. Виникло професійне запитання? Із задоволенням проконсультуємо! Звертайтесь — вартість консультації від 500 грн. Професійно. Синтетические счета 7 «Библиотечный фонд» больше не используются, на этом синтетическом счете теперь ведется учет биологических ресурсов, а учет библиотечных фондов ведется на синтетическом счете 8 «Прочие основные средства – особо ценное движимое имущество учреждения». Виникло професійне запитання? Із задоволенням проконсультуємо! Звертайтесь — вартість консультації від 500 грн. Професійно. Увы, эти выплаты давно отменили. Ранее действительно, обладатель сертификата мог подать заявление в ПФР и получить прямо на счет 25 000 рублей сразу после рождения ребенка. Но с января 17 года эта схема уже не работает. О том, что на средства маткапитала нельзя приобрести авто, я уже упоминал. Как правильно списать библиотечный фонд в бюджетном учреждении в 2021 годуЭлектронные документы могут быть не только приобретены за плату (то есть приобретены права на использование соответствующих электронных изданий), но и могут быть созданы в самой библиотеке, например путем оцифровки печатных изданий. Такая операция, несомненно, должна привести к увеличению стоимости библиотечного фонда по данным библиотечного учета, но для бухгалтерии может вообще быть неизвестной. К аудиовизуальным документам отнесены фонодокументы, видеодокументы, фотодокументы, кинодокументы. Исходя из методики учета аудиовизуальных документов, приведенной в Приказе № 1077, под аудиовизуальными документами подразумевают документы, записанные в аналоговой (не цифровой) форме: на фотопленке, на магнитной ленте, а также грампластинки. В соответствии с определением, приведенным в статье 1 Закона № 78-ФЗ: библиотека – информационная, культурная, просветительская организация или структурное подразделение организации, располагающие организованным фондом документов и предоставляющие их во временное пользование физическим и юридическим лицам. Из этого определения видно, что с организационно-правовой точки зрения библиотеки бывают двух типов: При рассмотрении вопросов бухгалтерского (бюджетного) учета библиотечного фонда в казенных, бюджетных, автономных учреждениях кроме положений Инструкции № 157н 1 , Инструкции № 162н 2 , Инструкции № 174н 3 , Инструкции № 183н 4 , СГС «Основные средства» 5 , Порядка применения бюджетной классификации № 209н 6 , Методических указаний № 52н 7 следует учитывать положения следующих нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок деятельности библиотек в РФ: Независимо от выбранной методики общесуммового учета библиотечного фонда для объектов библиотечного фонда балансовой стоимостью свыше 100 000 руб. 16 за единицу (далее – второй ценовой предел) предписано 17 начисление амортизации линейным способом. Для того чтобы начислять на отдельный объект библиотечного фонда амортизацию линейным способом, необходимо учитывать этот объект обособленно. В Инструкции № 157н вопрос учета объектов библиотечного фонда балансовой стоимостью свыше второго ценового предела специально не оговорен. Но логически можно заключить, что: Не все ОС должны отражаться на балансовых счетах учреждения. Нормы ведения бухгалтерского учета учреждений государственного сектора предусматривают особые правила ведения учета малоценных активов. К таковым относят основные фонды стоимостью до 100 000 рублей. Отразите выбытие малоценного основного НФА стоимостью до 10 000 рублей включительно соответствующим решением специальной комиссии. Спишите активы на основании первичного документа (акта на списание) по той стоимости, по которой они были приняты к забалансовому учету. В зависимости от стоимости актива определяется норматив отражения в бухучете. Если цена малоценного основного НФА ниже 10 000 рублей включительно, то его нельзя учитывать на балансовом счете 0 101 00 000 бухгалтерского и бюджетного учета. Такие ОС подлежат одновременному списанию на забаланс, где должны учитываться на специальном забалансовом счете 21 «Основные средства в эксплуатации». В составе тонера для лазерных принтеров содержится опасное вещество — цианид. Вдыхание его частиц может привести к различным заболеваниям дыхательных органов, аллергии, а в некоторых случаях и к летальному исходу. В начинке же устройств содержатся опасные соединения и металлы, которые под воздействием окружающей среды выделяют опасные для здоровья ядовитые вещества. Утилизация оргтехники в Москве стоит дороже, чем в других городах. Поэтому при большом объеме утилизации компьютерного оборудования, оргтехники и иного имущества организациям из Москвы может оказаться выгоднее обратиться в профильную компанию из другого города. Перечень подобных организаций приведен в таблице:
Обратиться в такую организацию — это значит избавить себя от хлопот, связанных с утилизацией. Оргтехника относится ко 2-4 классу опасных отходов. Законодательством РФ строго определена утилизация такого оборудования. Также может иметь место банальная невнимательность. К примеру, если принтер не сканирует документ, стоит проверить, какой на нем установлен режим. Для начала, стоит обратиться в сервис, где мастера смогут диагностировать проблему, отремонтировать устройство, если это возможно, либо же составят акт о неработоспособности и необходимости списания .
Это позволит избежать лишних вопросов при проверке. Если спор возникнет, грамотное обоснование причины списания будет весомым аргументом для судей (см., например, постановления ФАС Поволжского округа от 15 апреля 2021 г. № А57-13824/06-17, Северо-Западного округа от 2 ноября 2021 г. № А05-3112/04-12). На каждую причину списания библиотечных фондов составляется отдельный Акт, к которому прилагается Опись. Как правило, в один Акт включается не более 300 документов, исключаемых по одной причине. Документы в Опись записываются в порядке возрастания инвентарных номеров. В акте, составленном сотрудниками библиотеки, отражается общая информация об исключенных объектах. В специально отведенных полях указывают наименование структурного подразделения, данные всех участников комиссии и причины выбытия изданий. Более подробная информация по списанной литературе приводится в приложении. БФ комплектуются путем получения обязательного экземпляра документов в порядке, установленном законом, документов, которые выпускаются по целевым программам книгоиздания или закупаются по государственным целевым программам, приобретения документов за наличный и безналичный счета, документообмена, получения в дар, депонирования и из других источников (ст. 17 Закона № 32).
Обоснование вывода: Списанию не подлежат объекты, находящиеся во временной консервации, например, те, что в настоящий момент не используются в производственном цикле. Также не списываются НФА, находящиеся на реконструкции и модернизации, и эксплуатация которых временно приостановлена. В бухгалтерском учете выбытие объектов библиотечного фонда осуществляется на основании утвержденного руководителем Акта о списании исключенных объектов библиотечного фонда (ф. 0504144) (далее — акт) форма которого утверждена приказом Минфина России от 30 марта 2021 г. № 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению» (с приложением списка исключаемых объектов библиотечного фонда)). Акт составляется комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов при оформлении решения о списании объектов библиотечных фондов и служит основанием для отражения в бухгалтерском учете учреждения выбытия указанных объектов учета. К инвентарному объекту должны применяться критерии признания объекта основных средств, предусмотренные п. 8 СГС «Основные средства». В частности, это возможность получения экономических выгод или полезного потенциала от использования объекта и надежной оценки его первоначальной стоимости как объекта учета.
При этом по объектам основных средств, включенным согласно Постановлению Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» в 1 – 9-ю амортизационные группы, срок полезного использования определяется по наибольшему сроку, установленному для указанных амортизационных групп. Учет библиотечного фонда. Нормы изменилисьВ пункте 38 Инструкции №157н указано, что все объекты, включенные в фонды, считаются ОС вне зависимости от продолжительности их использования. Траты на покупку объектов для формирования фонда фиксируются по коду направления расходов 244 и статье 310 «Повышение стоимости ОС». Учет составляющих фонда выполняется с помощью счета 101 07 (основание – пункт 53 Инструкции №157н). Объекты, включенные в фонд, отличаются рядом преимуществ. Это следующие особенности:
ВАЖНО! На файлы стоимостью до 40 тысяч рублей начисляется амортизация в объеме 100% стоимости (по балансу) при направлении предмета в использование. В рамках бюджетного учета выполняются эти записи:
Все записи выполняются на основании первички. К примеру, выбытие выполняется на основании акта о списании. Суммарный учет – это учет группами на основании одной бумаги. К примеру, это может быть накладная, счет. Если сопроводительного документа нет, оформляется акт приема. Для учета нужна специальная книга. Она подразделяется на 3 части:
Графы должны соответствовать друг другу. Под мебелью на предприятии понимается не только классическая офисная «обновка», но и все, что имеет схожую конструкцию – обстановка для торговых помещений, цехов, складов, заведений общественного питания.
Срок службы мебели зависит от производителя, типа и разновидности и определяется на фабрике. Производители мебели имеют обязательство по установлению данного параметра в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.06.1997 №720. По истечении этого периода конструкции могут быть опасными не только для людей, находящихся в помещении и работающих с ними, но и для окружающей среды. Мебель, которая используется в коммерческих помещениях, будь то рестораны, гостиницы, офисы, магазины, заводы, приходит в негодность значительно раньше и чаще, нежели это случается с конструкциями в домашних условиях. В ходе интенсивной эксплуатации отдельные единицы могут подвергаться поломке, необратимо пачкаться, рваться, царапаться, выцветать. Данные о том, что такое имущество стало негодным к использованию, фиксируются при составлении инвентаризационных бумаг или обнаружении подобных фактов. В документации отображаются типы повреждений, к примеру:
Все эти повреждения подразумевают необходимость списания и отметку этих аспектов в акте. Условие одно: затраты на восстановление превышают расходы на покупку новых единиц. Сведения о том, во сколько обойдутся ремонтные мероприятия, можно получить в организациях, которые специализируются на данном виде услуг. Похожие записи: |