Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Все про медосмотр по новым правилам с 2021 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Для проведения предварительного или периодического осмотра медицинской организацией формируется постоянно действующая врачебная комиссия под руководством врача-профпатолога, состав которой утверждается приказом (распоряжением) руководителя медицинской организации.
Получение результатов медосмотра
Предварительный или периодический медосмотр считается завершённым, когда выдано заключение врачей-специалистов и результаты лабораторных и функциональных исследований в объеме, установленном договором между медицинской организацией и работодателем, с учетом результатов ранее проведенных (не позднее одного года) медицинских осмотров и диспансеризации.
Кроме заключения составляется заключительный акт по итогам проведения периодических остров не позднее чем через 30 дней после их завершения. В его разработке принимает участие проводившая медосмотр организация, представители работодателя и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного контроля и надзора в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Зачем проходить медосмотр
Целью предварительного и периодического медосмотра является принятие решения о допуске соискателя/сотрудника к определенному виду работ.
Во-первых, это делается с целью заботы о здоровье потенциального работника. В ходе медицинского исследования могут быть выявлены противопоказания к некоторым видам деятельности. В таком случае работодатель не имеет права допускать человека к работе.
Если при периодическом медосмотре у работника выявлены профессиональные заболевания, вызванные условиями труда, предприятие может предложить альтернативную вакансию, которая подойдет сотруднику по состоянию здоровья.
Во-вторых, медосмотр необходим, чтобы обезопасить окружающих и коллег соискателя/сотрудника. Например, в случае выявления инфекционных заболеваний или патологий, которые могут повлечь за собой ситуацию, представляющую угрозу окружающим.
Периодические медосмотры также проводятся, чтобы выявить у сотрудников возможные профессиональные заболевания и назначить профилактику или лечение
Периодический медицинский осмотр
Обязательные периодические медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства в целях динамического наблюдения за состоянием здоровья работников, своевременного выявления начальных форм профессиональных заболеваний, ранних признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды, трудового процесса на состояние здоровья работников, в целях формирования групп риска развития профессиональных заболеваний, выявления медицинских противопоказаний к осуществлению отдельных видов работ.
Примечание. Если работник не прошел периодический медицинский осмотр, работодатель не должен допускать его к выполнению трудовых обязанностей и обязан отстранить от работы (ст. 76 ТК РФ).
Следует отметить, что предварительные и периодические осмотры проводятся медицинскими организациями любой формы собственности, имеющими право на проведение предварительных и периодических осмотров, а также на экспертизу профессиональной пригодности в соответствии с действующими нормативными правовыми актами.
Периодические осмотры водителей, осуществляющих управление наземными транспортными средствами, проводятся на основании поименных списков и направления на медицинский осмотр не реже чем один раз в два года. Работники в возрасте до 21 года проходят периодические осмотры ежегодно (ст. 213 ТК РФ).
В Постановлении ФАС СЗО от 23.08.2010 N А66-14485/2009 отклонены доводы организации о том, что она не осуществляет перевозку грузов и пассажиров, в связи с чем водители не должны проходить медицинские осмотры (ст. 20, 23 Закона N 196-ФЗ). Как установлено судом, организация владеет автотранспортными средствами, которые используются для перевозки работников для собственных нужд предприятия и перевозки грузов. То есть ведет деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, в процессе которой осуществляется и перевозка грузов и пассажиров по дорогам общего пользования, а сотрудники являются участниками дорожного движения. Из этого суд сделал вывод, что организация должна соблюдать требования ст. 20 и 23 Закона N 196-ФЗ о проведении медицинских осмотров водителей.
Сведения о проведенных обязательных предварительных и периодических медосмотрах работников работодатель обязан сообщать в ФСС (пп. 18 п. 2 ст. 17 Закона N 125-ФЗ ). Указанные сведения отражаются работодателем в отчетности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ст. 24 Закона N 125-ФЗ).
Статья 213 ТК РФ прямо указывает, что именно работодатель несет расходы, связанные с обязательным медицинском осмотром и психиатрическим освидетельствованием. На это указано и в п. 5 ст. 23 Закона N 196-ФЗ.
Работник, оплативший осмотр самостоятельно, имеет право требовать от работодателя возмещения понесенных затрат, представив соответствующие документы. В случае отказа работник имеет право обратиться в суд с иском о взыскании с работодателя суммы, затраченной на медицинский осмотр.
Соответственно, если должность относится к категории должностей, названных в ст. 213 ТК РФ, работодатель обязан обеспечить прохождение медосмотра за счет собственных средств.
В Апелляционном определении суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 14.11.2013 N 33-2402/2013 рассмотрен иск физического лица о взыскании расходов, понесенных в связи с прохождением предварительного медицинского осмотра. Удовлетворившим эти требования судом было установлено, что работник прошел предварительный медицинский осмотр. Значит, работодатель обязан возместить соответствующие расходы независимо от того, был ли заключен в дальнейшем трудовой договор.
* * *
В заключение еще раз отметим, что водители должны проходить следующие обязательные медицинские осмотры:
— при поступлении на работу;
— периодические;
— предрейсовые, а в некоторых случаях и послерейсовые.
Расходы на такие осмотры несет работодатель. При этом время прохождения любых осмотров водителями включается в их рабочее время.
Кроме того, отметим, что Законом N 437-ФЗ введена ст. 11.32 КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность за нарушение установленного порядка проведения обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств либо обязательных предварительных, периодических, предрейсовых или послерейсовых медицинских осмотров, в виде наложения административного штрафа: на граждан — в размере от 1 000 до 1 500 руб.; на должностных лиц — от 2 000 до 3 000 руб.; на юридических лиц — от 30 000 до 50 000 руб.
Ответственность работодателя
Так как дорога является объектом повышенной опасности, то и требования к работодателю высокие, поэтому ответственность за выпуск автомобиля на линию без медосмотра водителя карается немалыми штрафами.
Вот, например, если допустить водителя без прохождения обязательных предрейсовых и послерейсовых медосмотров или при наличии у него медицинских противопоказаний к работе, то по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ грозит штраф:
- на должностных лиц – от 15000 до 25000 руб.;
- на предпринимателей – от 15000 до 25000 руб.;
- на юридических лиц – от 110000 до 130000 руб.
Если нарушить порядок проведения медосмотров, то будет привлечены к административной ответственности по ст. 11.32 КоАП РФ:
- на граждан – от 1000 до 1500 руб.;
- на должностных лиц – от 2000 до 3000 руб.;
- на предпринимателей и юридических лиц – от 30000 до 50000 руб.
В случае допуска водителя в состоянии алкогольного опьянения будите отвечать по ст. 12.32 КоАП РФ:
- на должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств – 20000 руб.;
- на юридических лиц и предпринимателей – 100000 руб.
Не забывайте, что ответственность может быть не только административной, но и уголовной.
Выше мы установили, что предрейсовые медицинские осмотры оплачиваются работодателем шофера. Но каково положение дел касаемо водителей личного автотранспорта?
Если брать средние по РФ цифры, то прохождение медицинской комиссии по новому порядку в 2021 году обойдется для них в 1500-3000 рублей. Если водитель обратится в государственное медицинское учреждение. Если же ему по душе посещение частного медцентра, то стоимость комиссии там начинается в среднем от 4 тысяч рублей.
Каковы сроки прохождения периодического медосмотра водителей? Если ранее процедура занимала несколько дней кряду, то в 2021 году реально пройти всю комиссию за один день.
Предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр
Предрейсовый контроль включает измерение артериального давления, пульса, температуры, проверку водителя на предмет трезвости. Перед началом смены человек обращается в медицинское учреждение, с которым заключен соответствующий договор, или к сотруднику организации, предназначенному для допуска к работе. Который уточняет наличие жалоб на самочувствие, обращая внимание на реакцию зрачков на свет, темп речи, наличие постороннего запаха. При соответствии всех показателей в норме, ответственный человек в путевом листе ставит отметку о допуске.
После окончания работы часть экспедиторов также проходит проверку на состояние здоровья. Это дисциплинарный фактор, позволяющий предупредить употребление алкоголя во время смены. С другой стороны, лица с хроническими заболеваниями нуждаются в регулярном осмотре, чтобы своевременно предупредить обострение. Последовательность осмотра такая же, как и перед сменой.
Когда необходима медкомиссия?
Направление на медосмотр водителей в данном случае регулирует Приказ Министерства здравоохранения 15.06.2015 № 344-н. В акте объясняется, в каких случаях водителя направляют на осмотр, как происходит получение необходимого медицинского заключения-справки.
Водительская комиссия обязательна в следующих случаях:
- Факт получения ВУ — водительского удостоверения.
- Замена ВУ в связи с истечением его срока действия (в Российской Федерации — каждые 10 лет).
- Возврат изъятого (по причине истечения срока действия) ВУ судом.
- Открытие следующей водительской категории.
- Трудоустройство в качестве водителя.
- Регулярное переосвидетельствование профессиональных шоферов.
Прохождение «новой» медкомиссии
Разберем нюансы прохождения медицинских комиссий для автовладельцев в 2018 году:
- Обращаться, как и ранее, следует только в медучреждения, уполномоченные проводить подобные медосмотры.
- У автовладельца при себе должен быть паспорт гражданина РФ. Что касается иногородних граждан, то они должны дополнительно предъявить и свидетельство об оформлении временной регистрации.
- Настоящие автовладельцы на очередной медосмотр предоставляют свое ВУ. Что касается профессионалов, им нужно предъявить и заключение, выданное на предыдущем осмотре.
- Как и ранее, справка оформляется и выдается доктором-терапевтом. Специалист анализирует заключения других докторов, результаты пройденных водителем обследований.
- За наркологом сохраняются право назначить сдачу на анализ мочи/крови для исключения факта употребления наркотиков, хронического алкоголизма.
- Если психиатром будут обнаружены признаки заболеваний, при которых управление ТС опасно, он правомочен предписать водителю психиатрическое освидетельствование.
- Итог прохождения медосмотра — справка стандартной формы № 003 в/у с заключением терапевта о пригодности данного водителя к управлению автосредством определенной категории.
Освидетельствование перед рейсом
Что касается медицинского освидетельствования водителей перед рейсами — это несколько иная процедура, нежели стандартный медосмотр. Она была введена еще в эпоху СССР в 60-х годах. Тогда и сейчас процедура преследует схожую цель: вовремя выявить работников,находящихся в различных состояниях опьянения, под воздействием наркотических препаратов, сильнодействующих лекарств, снижающих скорость реакции, в состоянии тяжелой болезни, крайней усталости.
Внедрение такой меры позволило еще в те время в несколько раз снизить число аварий на дорогах. Поэтому с 1970 годов предрейсовые медосмотры стали обязательными повсеместно, во всех крупных АТП. Однако в те времена процедуру проводили не медицинские работники, а специально обученные инструкторы. Только в 1990-х проведение предрейсовых осмотров профессиональных водителей стало прерогативой медиков.
Что касается 2018 года, то сегодня организовать медицинское предрейсовое освидетельствование должен каждый работодатель, имеющий автотранспортное хозяйство — как крупная организация, так и ИП. Это отражено в ст. 20 ФЗ «О безопасности дорожного движения». Данное правило не вводится только для экстренных служб: Скорой помощи, полиции, ГИБДД, газовой службы, противопожарной безопасности и проч.
Основанием для отстранения водителя от управления транспортным средством является:
- Наличие симптомов определенных заболеваний.
- Уровень артериального давления, частота сердечных сокращений, отклоняющиеся от нормы.
- Признаки какого-либо опьянения.
Результаты проверки записываются доктором в специальный журнал учета. Если отклонений выявлено не было, то медработник ставит «разрешительный» штамп в путевом листе. Также в документе указывается следующее:
- Время прохождения медицинского освидетельствования.
- Ф. И. О. медработника, который был ответственен за проведение процедуры.
Штраф, если водитель не прошел периодический медосмотр — освидетельствование перед рейсом, накладывается не только на шофера, но и на его работодателя. Если же медик поставил не соответствующее действительности разрешение, то наказание ждет и его тоже.
Обязательные медицинские осмотры
Для начала рассмотрим, в каких случаях потребуется прохождение обязательных медицинских осмотров:
3. Обязательные предварительные медицинские осмотры проводятся в отношении лиц, принимаемых на работу в качестве водителей транспортных средств.
Обязательные периодические медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства.
Обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб.
Обязательные послерейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, если такая работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов.
4. Требование о прохождении обязательных медицинских осмотров распространяется на индивидуальных предпринимателей в случае самостоятельного управления ими транспортными средствами, осуществляющими перевозки.
Итак, обязательные медицинские осмотры (пункты 5-8 выше) необходимы только тем, кто работает в качестве водителей транспортных средств и индивидуальным предпринимателям.
Т.е. водителю, который использует автомобиль, например, для поездок на дачу, проходить медицинские осмотры не потребуется.
Предварительный медицинский осмотр необходимо пройти только один раз, при приеме на работу водителем.
Периодические медицинские осмотры следует проходить не реже 1 раза в 2 года при работе в качестве водителя.
Предрейсовый медицинский осмотр нужно проходить перед каждым рейсом. Исключение — водители оперативных служб, у которых нет времени на прохождение предрейсового осмотра.
Послерейсовый медицинский осмотр должны проходить только те водители, которые перевозят пассажиров и опасные грузы.
5. Обязательные медицинские осмотры, указанные в пункте 3 настоящей статьи, проводятся за счет средств работодателя.
Все обязательные медицинские осмотры проводятся за счет работодателя.
Внеочередное обязательное освидетельствование также предназначено для водителей, работающих на автомобилях. Оно проводится в том случае, если в результате обязательного периодического медицинского осмотра у водителя выявлены отклонения здоровья.
Остальные типы обязательных освидетельствований (пункты 1-3) предназначены для всех водителей.
Подведем промежуточные итоги:
— водителю, использующему автомобиль в личных целях, нужно проходить медицинское освидетельствование 1 раз в 10 лет перед заменой водительского удостоверения.
— водителям, работающим на автомобилях, нужно проходить медицинское освидетельствование 1 раз в 10 лет, а также 4 типа медицинских осмотров (с разной периодичностью).
Контроль предрейсовых осмотров на предприятиях часто не оптимизирован
Для управления транспортными процессами и контроля предрейсовых осмотрах на предприятиях используются системы мониторинга и учёта, такие как Виалон и 1С и т.п. Они дают широкие возможности для отслеживания автомобилей, контроля водителей и позволяют автоматизировать многие действия по учёту работы. Однако очень часто эти системы не интегрированы, и сотрудникам приходится работать с двумя системами по отдельности.
Несогласованность существует и при учёте предрейсовых и послерейсовых осмотров. Например, если водитель не проходит предсменный контроль, об этом уведомляют руководителя, далее он сам или через диспетчера снимает с линии технику в системе мониторинга и указывает неявку в системе учёта. Затем нужно проверить, есть ли у водителя запланированные на эту смену поездки, уведомить заказчиков и переназначить транспорт. Такой многоэтапный процесс сверок тормозит и срывает выполнение производственных задач.
Также руководители транспортных отделов, механики, диспетчеры, кадровые работники тратят много времени на перенос данных из одной системы в другую: ручное заполнение путевых листов и отчётов. Это увеличивает риск ошибок.
Предварительные медицинские осмотры
Предварительный медосмотр — это мероприятие, которое проводит работодатель перед приемом на работу сотрудника в штат организации с целью выявления у него противопоказаний к будущей работе.
Отсутствие предварительного медицинского осмотра может подвергать риску жизнь и здоровье как самого будущего работника, так и других сотрудников организации — авария, получение травмы, возникновение группового несчастного случая и так далее.
В ходе проведения расследования несчастного случая, трудовой инспектор всегда запрашивает результаты прохождения медосмотра при приеме на работу и последующие. Если несчастный случай произошел по причине допуска сотрудника к работе без результатов медосмотра с пометкой “годен”, то работодателя ждут штрафные санкции, а если вдруг погибли сотрудники, то и уголовная ответственность.
Что делать, в случае выявления у работника противопоказаний?
Если противопоказания выявлены у кандидата в ходе предварительного медицинского осмотра, то работодатель не принимает такого работника в штат.
В случае действующих сотрудников ситуация немного иная. В соответствии с действующим законодательством, а именно статье 73 ТК РФ, в случае выявления у работника противопоказаний, с его письменного согласия работодатель обязан перевести его на другую работу, не противопоказанную по состоянию здоровья.
Помимо этого, в соответствии с пунктом 8 статьи 77 ТК РФ основанием для прекращения трудового договора является отказ работника от перевода на другую работу, в соответствии с медицинским заключением, либо отсутствие у работодателя соответствующей работы. В том числе, пункт 5 ст. 83 ТК РФ предусматривает в качестве основания прекращения трудового договора признание работника полностью неспособным к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением.
В ходе их прохождения некоторые сотрудники могут быть направлены на так называемое дообследование. Делается это в тех случаях, когда у врачей есть подозрения на наличие противопоказаний у работника, однако для точного определения диагноза исследований в рамках проводимого медосмотра недостаточно и требуются дополнительные. В данном случае работодатель обязан оплатить (если это потребуется) все необходимые медицинские обследования работника (согласно направлению медицинской организации) и сохранить за ним место работы (должность), а, также, средний заработок на время прохождения данного дополнительного обследования.
Медицинские осмотры водителей
К управлению транспортными средствами допускаются назначенные приказом по организации водители или работники:
- не моложе 18 лет,
- прошедшие медицинское освидетельствование,
- обученные безопасным методам и приемам труда,
- имеющие удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории, а также:
- водители автопогрузчика, имеющие:
- удостоверение водителя АТС,
- удостоверение на право управления автопогрузчиком;
- удостоверение о присвоении II группы по электробезопасности,
- удостоверение на право управления электропогрузчиком.
- водители электропогрузчика, имеющие:
Водители погрузчиков должны быть обучены, кроме того, безопасным приемам работы с грузом.
Работники, занятые на работах с опасным грузом, проходят специальное обучение и должны иметь удостоверение на право работы с опасными грузами.
Водители, имеющие перерыв в работе по специальности более 1 года, перед началом работы проходят проверку знаний в квалификационной комиссии организации с отметкой об этом в удостоверении на право вождения.
К управлению транспортными средствами допускаются после прохождения стажировки:
- лица, впервые принимаемые на работу в качестве водителя после окончания учебы,
- водители, имевшие перерыв в водительской деятельности более одного года,
- водители, переведенные на новый тип транспортного средства или новый маршрут перевозок пассажиров.
Допуск водителя к самостоятельной работе с указанием типа транспортного средства и маршрутов перевозки оформляется заключением, которое хранится в личном деле водителя. Погрузочно-разгрузочные работы могут выполняться водителем только при наличии дополнительного условия в трудовом договоре и после прохождения инструктажа.
При направлении водителей в рейсы:
Водителям предоставляется отдых в отапливаемых помещениях при отсутствии населенных пунктов на пути следования АТС в зимнее время (на постоянных маршрутах протяженностью более 200 км).
При направлении:
- водителя в рейс продолжительностью более 1 суток необходимо:
- проверить укомплектованность АТС дополнительными приспособлениями, оборудованием и инвентарем: металлическими козелками, лопатой, буксирным приспособлением, предохранительной вилкой для замочного кольца, а в зимнее время — дополнительно цепями противоскольжения;
- оформить командировку и путевой лист,
- установить водителю график движения с указанием времени движения и стоянки АТС, отдыха, питания, а также места ночлега;
- приказом назначить работника, ответственного за охрану труда.
- водителя в длительный рейс:
- двух и более водителей АТС для совместной работы на срок более двух суток:
Периодические медосмотры водителей
Внеочередное обязательное освидетельствование (проводится только в том случае, если у водителя выявлены какие-то отклонения в здоровье);
3. Обязательный периодический медицинский осмотр (каждые два года);
4. Обязательный предрейсовый медицинский осмотр (кроме водителей оперативных служб, работающих в круглосуточном режиме);
5. Обязательный послерейсовый медицинский осмотр.
Данные изменения, в значительной степени, ужесточают контроль над водителями, которые занимаются перевозкой пассажиров. Они обязаны будут два раза в день проходить медосмотр (предрейсовый и послерейсовый). Это связано с тем, что многие перевозчики (особенно на маршрутном такси) относятся к медицинскому освидетельствованию формально, а нетрезвые водители за рулем маршруток давно уже не редкость. Разработчики изменений к Федеральному Закону надеются, что ежедневные проверки будут дисциплинировать нерадивых водителей.
Так же, в Законе подробно прописано, за чей счет должны быть осуществлены медицинские освидетельствования.
За личный счет осуществляется только обязательное медицинское освидетельствование, все остальные медосмотры обязаны оплачивать работодатели.
В п. 7 статьи 23 главы IV Федерального Закона «О безопасности дорожного движения» написано, что все медицинские освидетельствования можно пройти в любой государственной или частной поликлинике. Ограничения касаются только врачей — психиатров и врачей – психиатров — наркологов. Заключения данных врачей действительны только при прохождении обследования в государственном учреждении здравоохранения. Предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры должны проводиться непосредственно в организации, приглашенными медицинскими работникоми.
Законодатели надеются, что применение данных мер приведет к значительному сокращению количества аварийных ситуаций на дорогах страны. Ежедневно большое количество происшествий с участием автотранспорта происходит, именно, по вине водителей. Это может быть, как и резкое ухудшение здоровья водителя, так и нахождение его в алкогольном опьянении, или, что еще хуже, в наркотическом состоянии. Вот основной целью введения изменений в Федеральный Закон, как раз, и является определение наличия (или отсутствие) у водителей различных медицинских противопоказаний, запрещающих им управлять транспортными средствами.
Изменения в нормативные документы уже вступили в силу. Хочется напомнить, что штрафы за нарушение порядка проведения медицинского осмотра, никто не отменял. Для физических лиц они составляют от 2000 до 3000, а для юридических – от 30000 до 50000 рублей.
Вопрос
На работе требуют предъявить водительскую справку. Но ведь проходится медосмотр! Зачем эта справка?