- Наследство

2.3. Требования к образуемым и изменённым земельным участкам

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «2.3. Требования к образуемым и изменённым земельным участкам». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В пункте 86 Приказа Минэкономразвития России № 412 предусмотрена процедура досудебного урегулирования спора, в соответствии с которой обоснованные возражения о местоположении границы могут быть сняты путем проведения повторного согласования. В этом случае оформляется новая редакция чертежа, на обороте которого составляется акт, содержащий сведения о согласовании местоположения отдельных характерных точек или частей границы, в отношении которых ранее имелись возражения. При этом в состав межевого плана включаются все редакции чертежа и акта согласования. Таким образом, заинтересованное лицо соглашается с местоположением границ смежного землепользователя.

Установление границ земельного участка.

Прежде чем перейти к описанию механизма разрешения судебного спора, необходимо остановиться на правилах проведения кадастровых работ по уточнению границ земельных участков.

В соответствии со ст. 11.1 ЗК РФ земельным участком признается часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Таким образом, наиважнейшими элементами земельного участка, индивидуализирующими его среди объектов гражданских прав, являются границы. Границы земельного участка определяются в соответствии с Законом № 221-ФЗ, а сведения о них вносятся в государственный кадастр недвижимости, который является прежде всего систематизированным сводом сведений об учтенном в установленном законом порядке недвижимом имуществе.

В государственный кадастр недвижимости среди прочих включаются такие уникальные характеристики участка, как описание местоположения его границ и его площадь (п. 3, 6 ч. 1 ст. 7 Закона № 221-ФЗ). Согласно п. 7, 9 ст. 38 Закона № 221-ФЗ местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат их характерных точек.

При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из данных, имеющихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, а при отсутствии такого документа – из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании (технический паспорт, договоры, свидетельства).

Обратите внимание: при отсутствии документов границами земельного участка признаются границы, существующие на местности 15 лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Споры чаще всего возникают и имеют наибольшую трудность при уточнении границ земельных участков, так как определить координаты характерных точек с помощью правоустанавливающих документов зачастую невозможно. Законодатель учел возможные злоупотребления в данной сфере и ввел процедуру обязательного согласования местоположения границ с правообладателями смежных земельных участков.

Порядок согласования местоположения границ.

Процедура согласования местоположения границ достаточно четко определена в ст. 39 и 40 Закона № 221-ФЗ и является обязательной при проведении кадастровых работ по уточнению границ земельного участка.

В целом процедуру согласования можно разделить на три этапа.

I этап. Подготовительный.

В рамках данного этапа необходимо осуществить следующие действия:

  1. выявить всех заинтересованных лиц (в ч. 3 ст. 39 Закона № 221-ФЗ указано, что это собственники земельных участков, лица, владеющие земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования и аренды). Следует отметить, что в Законе предусмотрены определенные исключения из данного перечня. Выявить заинтересованных лиц можно путем запроса сведений из государственного кадастра недвижимости (они носят открытый характер), хотя в большинстве случаев все заинтересованные лица известны;

  2. определить, каким образом будет осуществляться согласование местоположения границ участка. Закон наделяет заказчика кадастровых работ, коим, как правило, является собственник земельного участка, правом выбора – устанавливать границы земельного участка на местности или нет (ч. 5 ст. 39 Закона № 221-ФЗ). Однако заказчику кадастровых работ нужно помнить, что заинтересованные лица имеют право потребовать согласования местоположения границ с их установлением на местности;

  3. определить порядок проведения согласования местоположения границ земельного участка. Данное решение принимается кадастровым инженером. Законодательством предусмотрены только два варианта этой процедуры: проведение собрания заинтересованных лиц или согласование с каждым из них в индивидуальном порядке (ч. 7 ст. 39 Закона № 221-ФЗ);

  4. довести до заинтересованных лиц информацию о проведении собрания (если кадастровый инженер решил его проводить). Форма извещения о проведении собрания с целью согласования местоположения границ земельного участка утверждена Приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 № 412.

В соответствии с ч. 9 ст. 39 Закона № 221-ФЗ в извещении о проведении собрания с целью согласования местоположения границ земельного участка должны быть указаны:

  • сведения о заказчике соответствующих кадастровых работ, в том числе почтовый адрес и номер контактного телефона;
  • сведения о кадастровом инженере, выполняющем соответствующие кадастровые работы, в том числе его почтовый адрес, адрес электронной почты и номер контактного телефона;
  • кадастровый номер и адрес земельного участка, в отношении которого выполняются кадастровые работы, кадастровые номера и адреса смежных с ним земельных участков (при отсутствии адресов указываются сведения о местоположении земельных участков) либо кадастровый номер кадастрового квартала, в границах которого расположены указанные земельные участки;
  • порядок ознакомления с проектом межевого плана, место или адрес, где можно ознакомиться с проектом;
  • место, дата и время проведения собрания о согласовании местоположения границ;
  • сроки и почтовый адрес для вручения или направления требований о проведении согласования местоположения границ с установлением их на местности и (или) обоснованных возражений в письменной форме.
    Читайте также:  Соцвыплаты проиндексируют с 1 января 2023 в Иркутской области

    Согласно ч. 8 ст. 39 Закона № 221-ФЗ извещение заинтересованных лиц может осуществляться четырьмя способами:

    1. непосредственное вручение извещения под расписку заинтересованным лицам или их представителям;
    2. направление извещения с уведомлением о вручении по почтовым адресам;
    3.направление извещения по адресам электронной почты заинтересованных лиц в соответствии с кадастровыми сведениями (при их наличии);
    4.опубликование сообщения о проведении собрания в порядке, установленном для официальной публикации муниципальных правовых актов и иной официальной информации соответствующего муниципального образования. Однако опубликование допускается лишь в следующих случаях:

      • в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о почтовом адресе любо-го из заинтересованных лиц;
      • получено извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ, направленное заинтересованному лицу посредством почтового отправления, с отметкой о невозможности его вручения;
      • смежный земельный участок расположен в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения и относится к имуществу общего пользования, либо входит в состав земель сельскохозяйственного назначения и находится в собственности более чем пяти лиц, либо входит в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

        Что такое уточнение границ

        Проведение уточнения границ возможно только по отношению к ранее учтенному участку, то есть, тому участку, который ранее был зарегистрирован в ЕГРН (ГКН).

        Самый простой способ узнать, был ли участок ранее поставлен на учет – публичная кадастровая карта Росреестра, где есть сведения обо всех зарегистрированных участках РФ.

        Можно проверить регистрацию земельного надела и через справочный онлайн сервис Росреестра.

        Для этого необходимо знать хотя бы один из нижеприведенных пунктов:

        1. Кадастровый номер земельного участка.
        2. Условный номер ЗУ.
        3. Ранее присвоенный номер ЗУ.
        4. Точный адрес.

        Если земля поставлена на кадастровый учет, сервис тут же выдаст всю информацию, имеющуюся по этому участку.

        Сама процедура уточнения границ проводится по аналогии с полноценным межеванием: владелец ЗУ заключает договор с кадастровым инженером, тот оповещает всех заинтересованных лиц, проводит уточнение границ на местности и оформляет результаты через создание межевого плана.

        Часто во время проведения уточнения, границы участка переносятся, так как установленный забор не соответствует реальным межам участка. Все это может привести к конфликту с соседями, которые будут не согласны с переносом забора.

        Здесь есть 2 пути решения:

        1. Досудебное урегулирование. Если сосед не признает вновь установленных границ можно попробовать договориться за общие средства заказать землеустроительную экспертизу, которая установит точные смежные границы.
        2. Судебное урегулирование. Если сосед на контакт не идет и отказывается переносить свой забор, необходимо подавать иск в суд. При необходимости будет назначена судебная землеустроительная экспертиза, которая и определит точные границы. При этом проигравшая сторона вынуждена будет погасить все судебные издержки, в том числе и оплатить расходы на проведение экспертизы.

        Увеличение площади земельного участка по результатам проведения межевых работ практически всегда имеет существенные правовые последствия:

        • необходимость регистрации осуществленных изменений в Едином государственном реестре недвижимости;
        • необходимость согласования проведенных изменений с соседями (они имеют право отказать в таком согласовании, если увеличение площади в действительности ухудшило их возможности эксплуатации земельного участка);
        • в некоторых случаях может потребоваться установление сервитута в отношении конкретного земельного участка или его части для улучшения условий эксплуатации расположенных рядом смежных участков;
        • отказ в регистрации произведенных изменений, если будет доказано, что такое изменение осуществлено с нарушением норм действующего законодательства.

        Межевание – это комплекс кадастровых процедур, главной целью которых является установление фактических границ земельного участка. При осуществлении межевания площадь земельного участка может увеличиться. Однако для юридического подтверждения факта такого увеличения необходимо подтвердить проведенные мероприятия с юридической точки зрения.

        Как проводится уточнение границ земельного участка, поставленного на кадастровый учет?

        Кадастровые работы по уточнению границ земельного участка проводятся в 3 этапа:

        1. Подготовительный.
        2. Основной – работа на местности.
        3. Камеральный или отчётный.

        Как уточнить границы земельного участка на подготовительном этапе? На этом этапе кадастровый инженер получает кадастровую выписку из ГКН и изучает её. Если межевание ранее проводилось – изучаемо межевое дело и прилагаемую документацию, которая отражает факт нарушения, требующий уточнение границ.

        Читайте также:  В Самарской области с 1 января 2023 вырастут социальные выплаты: смотрим, какие

        На основании полученных сведений подготавливается предварительный план границ ЗУ, с планируемой расстановкой поворотных точек. После этого составляется техническое задание для геодезистов, которое передаётся им для изучения.

        В назначенный день на участок прибывают все заинтересованные лица из числа:

        • кадастровый инженер;
        • группа геодезистов с оборудованием;
        • заказчик работ;
        • его соседи.

        Согласно распоряжению Правительства РФ N-2236-p от 01.12.2012 г., которым утверждена «дорожная карта», призванная повысить качество госуслуг в области кадастрового учета недвижимости, государственной регистрации прав и сделок с ней, владельцам земельных участков следует выполнить все необходимые процедуры по определению границ участков до 2020-го года. Не выполнив этих требований, полноправно распоряжаться своим участком, включая проведение сделок купли-продажи или дарения, собственники не будут иметь возможности. Несмотря на это мало кто понял всю серьезность и потребность установления земельных границ, поскольку на протяжении 2020-2020 годов провести данную процедуру желающих оказалось немного.

        Еще почитать: Положена Ли Единовременная Компенсация За Вред Здоровью Гражданам Из Подразделения Особого Риска В Подпунктах А * Г * Не Имеющих Инвалидности 15701 91 Р.

        Специалисты кадастровой службы считают, что максимальное количество обращений относительно проведения межевания будет в конце 2020-го, когда собственники участков начнут понимать, что продать, поменять или оформить дарственную на недвижимость они не смогут. Причем наличие правоустанавливающих документов на участок роли никакой не играет. Кроме этого следует учитывать, что для оформления новых построенных объектов также потребуется план межевания.

        Правила перераспределения земельных участков

        • несоответствие формы заявления – образец можно скачать в интернете, но лучше заранее поинтересоваться об установленной форме и правилах заполнения у сотрудников кадастровой службы — Скачать бланк заявления о перераспределении земельных участков;
        • отсутствие согласия собственника земли, которую предполагается подвергнуть процедуре;
        • объекты недвижимости третьих лиц на территории перераспределяемых земель;
        • несоответствие документов;
        • несоответствие земли требованиям;
        • превышение общей площади объединяемых участков после проведения процедуры;
        • нахождение земли в залоге, аресте или участок выставлен на аукционе;
        • отсутствие факта смежности;
        • отсутствие процедуры межевания;
        • разные категории земель.

        Перераспределение земельных участков – распространенная процедура решения конфликтов по двум или нескольким смежным наделов, по которым у собственников имеются вопросы или претензии. Данные действия отражаются в Земельном кодексе, поэтому они полностью законны.

        Кадастровая карта отражает ошибки участников кадастровых процедур. Это происходит, когда кадастровый инженер, собственник участка или сотрудник Росреестра допускают ошибку в координатах. Росреестр различает два вида таких ошибок.

        Реестровая ошибка — кадастровый инженер внес неверные координаты в исходный межевой план и эти ошибочные сведения регистрируют в ЕГРН. Кроме того, сотрудники Росреестра могут допускать технические ошибки, опечатки. Тогда искажаются правильные координаты из межевого плана, и несмотря на достоверность исходных документов, на кадастровой карте возникают сдвиги угловых точек участка.

        Бывает, что собственники принимают за ошибки погрешности спутниковой фотосъемки. А некоторые склонны списывать на ошибку свои ложные представления о границах. Важно, что в таких ситуациях данные ЕГРН соответствуют юридическому положению дел.

        Исправление ошибки — это внесение корректных изменений в ЕГРН. Есть два способа внесения таких изменений: внесудебный порядок и на основании судебного решения. Первый способ отличает отсутствие претензий со стороны третьих лиц — владельцев смежных участков. Если же возник конфликт с соседями, внесение изменений в ЕГРН возможно по решению суда. Разберем стандартные ситуации.

        Участок слишком маленький, как увеличить надел?

        Перераспределение земель возможно в связи с принятыми изменениями в законодательную базу с 1 марта 2015 года. Оно регулируется вышеназванной статьёй Земельного кодекса.

        Положение относится к:

        • дачным ЗУ;
        • садовым участкам;
        • наделам для строительства частных жилых домов.

        Условия перераспределения земель:

        1. Должны быть уточнены границы ЗУ – уточнить это вы можете в кадастре недвижимости (ГКН) по отмеченным координатам.
        2. Площадь вновь образованного участка должна соответствовать максимальному размеру, установленному законодательной базой конкретного населённого пункта. Ищите «Правила землепользования и застройки» на сайте администрации.
        3. Пустующая земля должна иметь общественный характер – не принадлежать никому на условиях частной собственности.
        4. Не должно быть других претендентов на желанный участок.

        Если земля в собственности, но нет межевания

        Нередко может иметь место ситуация, при которой определенное лицо имеет право собственности на землю, но межевой план относительно нее отсутствует.

        Это может быть связано с особенностями перехода права владения на землю, а также периода времени, в который это происходило – возможно, из-за отсутствия определенных регулирующих норм регистрация участка произошла без действий по определению действительной границы.

        В таком случае собственник должен понимать, что при попытке продать участок, оформить на него дарственную, возвести объект недвижимости и т.д., он столкнется с необходимостью предоставления данных по проходящим межам надела.

        В такой ситуации не стоит медлить, поскольку установление границ достаточно длительная процедура и при наличии споров относительно них составление межевого плана может занять до 6 месяцев.

        Читайте также:  Раздел имущества в гражданском браке 2023

        Как проводится уточнение границ земельного участка, поставленного на кадастровый учет?

        Кадастровые работы по уточнению границ земельного участка проводятся в 3 этапа:

        1. Подготовительный.
        2. Основной – работа на местности.
        3. Камеральный или отчётный.

        Как уточнить границы земельного участка на подготовительном этапе? На этом этапе кадастровый инженер получает кадастровую выписку из ГКН и изучает её. Если межевание ранее проводилось – изучаемо межевое дело и прилагаемую документацию, которая отражает факт нарушения, требующий уточнение границ.

        На основании полученных сведений подготавливается предварительный план границ ЗУ, с планируемой расстановкой поворотных точек. После этого составляется техническое задание для геодезистов, которое передаётся им для изучения.

        В назначенный день на участок прибывают все заинтересованные лица из числа:

        • кадастровый инженер;
        • группа геодезистов с оборудованием;
        • заказчик работ;
        • его соседи.

        Соседи уведомляются о проведении межевания официально под роспись, за один месяц до проведения работ. Если они отказываются от процедуры, тогда можно провести межевание без согласия соседей.

        Образец межевого плана по уточнению границ земельного участка.

        Работа на местности при уточнении границ ЗУ предусматривает проведение замеров геодезистами, проверку правильности расстановки межевых знаков в местах поворотных точек. На основании замеров кадастровый инженер поясняет всем участникам процедуры правила и нормы расположения межевых линий, отвечает на вопросы собственников в пределах требующейся от него компетенции.

        В результате у собравшихся лиц должны отпасть все вопросы и сомнения, связанные с правоспособностью проведения процедуры и параметров установленных границ. После полученных пояснений, собственники смежных наделов подписывают акт согласования границ, который рассматривается как один из основных документов межевого дела.

        Камеральные работы состоят из перепроверки полученных сведений и поиска ошибки, которая привела к повторному межеванию. Если ЗУ не состоял на кадастровом учёте – межевание проводится в обычном режиме, не требующем дополнительного акцента на процедуре уточнения, кроме случаев:

        • возникновения судебного или административного спора;
        • выявления кадастровой ошибки;
        • выявления наложения границ.

        В этих случаях потребуется составление отдельной пояснительной записки, прилагаемой к результатам межевания.

        Скачать образец пояснительной записки.

        Что такое территориальная зона?

        В законе, в частности в Градостроительном кодексе (статья 1), дано определение.

        Территориальные зоны – это зоны, для которых в Правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

        Иными словами, территориальная зона – это область, которая имеет границы и для которой установлены какие-то градостроительные регламенты.

        К градостроительным регламентам подойдем чуть позже, а пока отметим следующее.

        Практически все города, поселки, села и др. населенные пункты разделены на территориальные зоны.

        Некоторые примеры территориальных зон:

        • жилая зона,
        • деловая зона,
        • промышленная зона,
        • сельскохозяйственная.

        В разных населенных пунктах может быть разное количество территориальных зон.

        Изменение вспомогательных видов разрешенного использования.

        Если вид разрешенного использования, который вы хотите установить, относится к вспомогательным видам, то достаточно подать декларацию в Росреестр, точно также как и для основных ВРИ.

        Никаких разрешений и согласований получать не нужно.

        Важный нюанс.

        Собственник не может изменить основной вид разрешенного использования на вспомогательный.

        Допускается добавление вспомогательного вида разрешенного использования к основному.

        Иными словами, выбирая вспомогательный ВРИ, вы добавляете его к основному виду, и в результате ваш участок будет иметь 2 вида разрешенного использования (основной и вспомогательный).

        Таким образом, собственник земельного участка может самостоятельно, в уведомительном порядке добавить вспомогательный вид разрешенного использования, предусмотренный в ПЗЗ, к основному виду.

        Уточнение границ земельного участка 2018 – ранее учтенного, с увеличением площади, в судебном порядке, Земельный Кодекс, порядок действий

        Границы участков уточняются в процессе межевания. Это процедура, которая проводится кадастровым инженером, а затем данные передаются для систематизации и учета в Росреестр.

        Необходимость проведения таких работ, как уточнение границ земельного участка обуславливается серьезными причинами. Это связано с тем, что мероприятия, относящиеся к межеванию, очень недешевы.

        Они могут быть как комплексными, так и индивидуальными. Первые вызваны государственной необходимостью, введением новых законов и могут быть частично или полностью оплачиваться из бюджета.

        Вторые — личными проблемами, чаще всего с соседями по участку, когда границы переносятся в результате судебных процессов. Такие уточнения оплачиваются за счет владельцев земельных участков (ЗУ).

        Практически никому не отказывают на моменте приема документов, поэтому важно отслеживать процесс работы регистратора и быть готовым предоставить дополнительные документы. Отказ возможен в следующих случаях:

        1. Сведения из заявления и документов не соответствуют;
        2. Нет письменного согласия третьих лиц, если перераспределение земли затрагивает их интересы;
        3. Присоединяемый участок изъят из оборота земель или ограничен;
        4. На участок объявлены торги;
        5. На участке находятся объекты недвижимости, принадлежащие гражданам, государственным или муниципальным органам;
        6. Площадь участка больше основного на 10%;
        7. Присоединяемая земля подлежит самостоятельному формированию;
        8. В схеме расположения имеется хотя бы одно несоответствие.


        Похожие записи:

        Добавить комментарий

        Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *