Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как обосновать площадь земельного участка при его выкупе». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Чтобы обосновать площадь участка, сошлитесь на нормативную величину. Размер участка определяется исходя из норм, которые установил градостроительный регламент на спорной территории (п. 1 ст. 11.9 ЗК РФ). Если он не решает вопрос, применяются федеральные законы (п. 2 ст. 11.9 ЗК РФ). Например, владелец здания просил предоставить ему в собственность земельный участок. Администрация отказала в требовании. Она сообщила заявителю, что земля под его зданием находится в границах красных линий (территорий общего пользования, участков с линейными объектами, в том числе ЛЭП, трубопроводами и др.). Администрация утверждала, что участок зарезервирован для муниципальных нужд, но доказательств этого не представила. Суд признал отказ незаконным. Он проверил документ градостроительного зонирования. На спорной территории такой акт принимался в форме правил землепользования и застройки городского округа. Суд определил категорию объекта и выяснил, что участок земли, которую просил предоставить заявитель, не превышает максимально возможной площади, установленной на спорной территории (2500 кв. м). Таким образом, администрация незаконно отказалась предоставить земельный участок (апелляционное определение ВС Республики Башкортостан от 27.10.15 по делу № 33–18674/2015).
Какие документы помогут заключить договор купли-продажи земли?
Не все муниципальные образования утвердили правила землепользования и застройки. Градостроительные регламенты, которые должны указывать на предельную площадь участков территориальной зоны, могут отсутствовать. В такой ситуации закон требует применять предельные (максимальные и минимальные) размеры участков, установленные статьей 33 ЗК РФ в редакции 29.12.14 . Несмотря на то что указанная статья формально потеряла силу, ее положения применяются для целей образования участков до утверждения правил землепользования и застройки в силу пункта 20 статьи 34 Федерального закона от 23.06.14 № 171-ФЗ. В настоящее время сложилась соответствующая практика. Так, суд посчитал законным отказ владельцу здания заключить договор купли-продажи земли. Площадь запрашиваемого участка превышала площадь здания на нем и не соответствовала предельным величинам. Заявитель не доказал, что такая площадь требуется для эксплуатации здания (постановление Десятого ААС от 16.02.16 по делу № А41-75113/15; оставлено в силе постановлением АС Московского округа от 19.05.16).
Выкуп земельного участка под зданием в собственность
Исключение из этого правила только одно, предусмотрено законом «О введении в действие Земельного кодекса РФ» . Так граждане, имеющие в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, приобретенные ими в результате сделок, которые были совершены до вступления в силу Закона СССР от 6 марта 1990 г. N 1305-1 «О собственности в СССР», но которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, имеют право бесплатно приобрести право собственности на указанные земельные участки.
В настоящее время предоставлением земельных участков из земель, право государственной собственности на которые не разграничено (а это практически все земли под индивидуальной жилой застройкой и приусадебными участками в городе Омске), собственникам расположенной на них недвижимости занимается Главное управление по земельным ресурсам Омской области.
Право выкупа земельного участка под объектом недвижимости
При этом законодатель не определяет что такое здание, строение и сооружение, в соответствии с этим правообладатели земельных трактуют статью 36 ЗК РФ произвольно и стремятся купить в собственность под объектами, которые или не являются зданиями, строениями, сооружениями, или под объектами, которые не соответствуют целям предоставления участка.
Предприятие-владелец здания, расположенного в городе Москве, планирует приобрести расположенный под ним земельный в собственность и произвести реконструкцию. Какие сложности и материальные затраты ожидают тех, кто имеет цель после приватизации участка провести строительство, реконструкцию объекта недвижимости? Как избежать финансовых затрат? Почему приватизация может быть выгодна собственникам зданий, строений, сооружений (предприятий), если в дальнейшем они собираются осуществить их реконструкцию или строительство новых объектов недвижимости, фактически не меняя вида разрешенного использования участка?
Выкуп земельного участка под зданием в собственность
Домик в деревне — мечта любого городского жителя, обделенного желанными сотками земли. Но даже при покупке или получении дома в наследство права на землю сами собой не появляются — их еще нужно оформить. Иначе однажды, когда земля потребуется государству, с насиженного места придется съезжать.
- Первым делом — исполнительная съемка участка. Она нужна для сравнения уже возведенного здания с его проектом. Осуществляется такая съемка только профессиональными геодезистами на основе проектных документов и представляет собой не только точные замеры конструкций, но и поиск расхождений с проектной информацией. Где делать? Обращаться следует в землеустроительную организацию. Затраты: около 15000 руб. Длительность процедуры вместе с подготовкой документов — около 1 месяца.
- Оформление границ. Выданный документ (заключение после процедуры исполнительной съемки) несем в отдел архитектуры (в местную администрацию). На подготовку постановления о передаче объекта в собственность уйдет 1,5 месяца.
- Выписка на объект недвижимости. За ней отправляемся в Федеральное агентство по кадастр/недвижимости. На основании данной выписки будет осуществляться межевание.
- Устанавливаем границы. Чтобы границы были подтверждены и защищены юридически, нужна процедура межевания. Заказываем ее, опять же, в землеустроительной организации. Цена вопроса — около 9000 руб. Ждать выписки (прим. — по результатам межевания) придется 1,5 месяца. Что делать, если сосед отказывается подписывать акт межевания?
- Кадастровый паспорт и план участка земли. На подготовку кадастрового паспорта уйдет 1 месяц (при отсутствии проблем с документами). Все бумаги (без исправлений и дефектов) следует предоставить в орган кадастрового учета (прим. — по месту расположения объекта): паспорт и заявление, свой ИНН, свидетельство о праве собственности на дом, оплаченная квитанция (около 200 р.) за подготовку выписки, заключение о межевании.
- После — подаем пакет документов в Росреест и ждем 2-4 недели. Теперь участок принадлежит вам.
Установление разрешенного использования участка
Принципиально важно, чтобы для приобретаемого в собственность или в аренду участка под зданием был установлен корректный вид разрешённого использования.
Так именно от разрешённого использования участка зависит его кадастровая стоимость, которая в свою очередь определяет выкупную цену и, во многих случаях, размер арендной платы. При этом если собственник участка в дальнейшем сможет изменить разрешенное использование на любой из видов, предусмотренных ПЗЗ, то для арендатора такая возможность может быть ограничена условиями договора аренды.
Также разрешённое использование участка определяет возможные варианты хозяйственного использования недвижимости. Так, поскольку самостоятельные виды разрешённого использования для зданий и сооружений сейчас не устанавливаются, наличие у земельного участка нескольких видов разрешенного использования позволяет по мере необходимости перепрофилировать расположенные на нём здания без дополнительных разрешений и согласований.
В связи с этим, в зависимости от практических задач собственника недвижимости, ему может быть интересно как установление максимально узкой формулировки разрешённого использования в целях минимизации кадастровой стоимости, так и более широкой – для дальнейшей свободы выбора фактического использования зданий.
Если участок под объектом давно сформирован – актуальным становится вопрос приведения его разрешённого использования в соответствие с действующим классификатором. Так долгое время разрешенное использование участков определялось в произвольной форме и часто с весьма неоднозначными формулировками. В связи с чем в рамках приведения разрешённого использования в соответствие с новым классификатором может иметь место его фактическое изменение.
Сложности, которые могут возникнуть или почему лучше обратиться к специалистам
Главная сложность возникает в виде неожиданного отказа в приобретении давно арендуемого земельного участка, ставшего для вас родным. Причинами отказа выступают ошибки, допущенные в представленных бумагах или недостоверные сведения, изложенные в них.
Предотвратить сложности можно осуществить путём привлечения опытных специалистов.
Обращение к ним позволит:
- Оперативно и своевременно собрать и оформить документы, обеспечившие надёжность перевода в индивидуальную собственность дорогого вам земельного участка
- Сэкономить время, деньги и нервы, затрачиваемые на соблюдение большого числа формальностей, без выполнения которых нет надежды на получение положительного решения
- Получить 100% гарантию положительного результата перехода арендуемого участка в собственность
Как перевести земельный участок из аренды в собственность?
Выкупная цена объекта, являющегося федеральной собственностью, может составлять до 2.5% его цены в кадастре. Это касается и выкупа компаниями площадей, предоставленных для возведения дачных построек.
Не все собственники и покупатели знают, что данные взаиморасчеты четко регламентируются законодательством. Как правильно составить договор, и какие тонкости подобной сделки следует знать, расскажут наши юристы.
Кто имеет право претендовать на получение земельных участков в собственность? Процессы передачи арендуемых площадей в собственность временных пользователей регламентированы статьями 39.9, 39.18 и 39.20 Земельного кодекса РФ, а также нормативно-правовыми документами различных уровней.
Аргументация ВС, с которой он отменил постановления Десятого арбитражного апелляционного суда (Светлана Епифанцева, Сергей Коновалов, Елена Короткова) и АС Московского округа (Ольга Дудкина, Валентина Долгашева, Римма Латыпова), проще. Эти две инстанции согласились с муниципалитетом, что ЗМПМК вообще не имела права на выкуп по ст.36 ЗК, так как ее объекты — «незавершенка».
Независимо от того, что является объектом сделки — аренда авто с последующим выкупом, недвижимости или оборудования, такая форма взаиморасчетов имеет свои положительные и отрицательные стороны.
Преимущества аренды с выкупом:
- общая сумма платежа меньше, чем по кредиту;
- нет первоначального взноса;
- есть возможность пользоваться имуществом с момента заключения договора;
- нет обязательств по выкупу при смене обстоятельств.
Вопросы аренды и покупки регулируют Гражданский и Земельный Кодексы РФ. Человек через 3 года после заключения договора получает приоритетное право выкупа участка в частную собственность. Лицу достаточно обратиться к владельцу с просьбой о продаже земли.
Если в роли владельца выступает государство, то процедуру покупки осуществляют в виде аукционов. Право собственности получает тот, кто предложит большую сумму. Без предварительных торгов и по фиксированной стоимости участок могут выкупить люди, которые:
- подписали договор, сроком более чем 3 года;
- наследники пожизненных арендаторов;
- построили на территории капитальное здание (дом, баню).
Запрет на строительство и реконструкцию
Законодатель установил, что в некоторых случаях органы государственной власти при приватизации государственных земельных участков под частными зданиями, строениями, сооружениями могут устанавливать запрет на строительство и реконструкцию таких объектов.
Указанный запрет может быть установлен только в случае приватизации земельного участка, находящегося в государственной собственности, и не распространяется на земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности.
Этот запрет не применяется к случаям, когда государственные земельные участки приватизируются лицами, не указанными в п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ, в населенных пунктах, численность населения которых менее 3 млн. человек.
Запрет не распространяется на реконструкцию объектов, предельные размеры и параметры которых не соответствуют утвержденному градостроительному регламенту (см. п. 3 ст. 2 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ и ч. 8 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ).
Поиск решений судов общей юрисдикции
Судья Лисютина О.В. Дело №33а- 7161/2019
- №2а-1254/2019
- УИД 76RS0014-01-2019-001639-57
- АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
- г. Ярославль
Судебная коллегия по административным делам Ярославского областного суда в составе председательствующего Семиколенных Т.В.
судей Емельяновой Ю.В., Виноградовой Т.И.
при секретаре Марковой О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Емельяновой Ю.В.
04 октября 2019 года
административное дело по апелляционной жалобе Строкиной Т.А. на решение Красноперекопского районного суда города Ярославля от 24 июля 2019 года, которым постановлено:
«В удовлетворении административного искового заявления Строкиной Т.А. к Комитету по управлению муниципальным имуществом мэрии г. Ярославля, отказать.»
По делу установлено:
Строкина Т.А. обратилась в суд с административным иском к Комитету по управлению муниципальным имуществом мэрии г.
Ярославля о признании приказа об отказе в предоставлении в собственность земельного участка недействительным, обязании в течение 30-ти дней с момента вступления решения в законную силу подготовить и направить в адрес Строкиной Т.А. проект договора купли-продажи земельного участка.
В обоснование заявленных требований указано, что истцом, как собственником двух объектов недвижимости, на земельном участке площадью 3 363 кв.м, с кадастровым номером № для эксплуатации нежилых зданий склада подано заявление о выкупе земельного участка, находящегося под двумя нежилыми зданиями складов по адресу … Приказом № 796 от 12.04.2019 г.
в выкупе земельного участка отказано в связи с несоразмерностью земельного участка объективным потребностям исходя из назначения объекта недвижимости градостроительным и иным требованиям, предъявляемым к эксплуатируемым объектам недвижимости.
Истец полагает, что отказ в предоставлении земельного участка является незаконным, не соответствующим положениям Земельного кодекса Российской Федерации. Несоразмерность объекта недвижимости площади испрашиваемого земельного участка не относится к числу оснований для отказа в предоставлении земельного участка без проведения торгов, предусмотренных ст. 39.
16 Земельного кодекса Российской Федерации. Для эксплуатации зданий складов необходимы внутренняя инженерная инфраструктура для подъезда и загрузки (разгрузки, выгрузки) перевозимых товаров грузовым автомобильным автотранспортом.
Это обстоятельство необходимо было устанавливать самому собственнику земельного участка на момент его предоставления предыдущему владельцу до 2000 года, а не лицу, ставшему правообладателем наземных объектов позднее в результате сделок купли-продажи.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Климов Ю.В. требования административного искового заявления поддержал.
От представителя административного ответчика — Комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии г. Ярославля поступили письменные возражения, в которых указано на отсутствие оснований для удовлетворения административных исковых требований.
Судом постановлено указанное решение, с которым не согласен административный истец Строкина Т.А.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда, принятии нового решения об удовлетворении заявленных требований. Доводы жалобы сводятся к нарушению судом норм материального и процессуального права, несоответствию выводов суда обстоятельствам дела.
Проверив законность и обоснованность решения суда в полном объеме, с учетом доводов апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что правовых оснований для отмены решения суда не имеется.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд пришел к выводу о законности приказа председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии г. Ярославля № 796 от 12.04.
2019 года об отказе истцу в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка, поскольку земельные участки, предназначенные для эксплуатации расположенных на них объектов недвижимости, должны удовлетворять требованиям закона о соответствии площадей объектов недвижимости и земельного участка.
С указанным выводом, мотивами, изложенными в решении, судебная коллегия соглашается, поскольку они соответствуют закону и обстоятельствам, установленным по делу.
По смыслу статей 218, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решения и действия (бездействие) органа, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, могут быть признаны недействительными, незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действия (бездействия) закону и нарушения таким решением, действием (бездействием) прав и законных интересов административного истца.
В силу ч. 11 ст.
226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пункте 3 части 9 данной статьи, в том числе, основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, возлагается на орган, организацию, лицо, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и принявшими оспариваемое решение.
В соответствии с пунктом 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации при переходе права собственности на здание, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
- По смыслу закона предоставление земельного участка, занятого объектом недвижимости, должно осуществляться таким образом, чтобы собственник этого объекта имел возможность осуществлять его обслуживание и эксплуатацию.
- В связи с этим у собственника, который выразил волю на реализацию исключительного права на приобретение земельного участка в собственность, в соответствии с нормами Земельного кодекса Российской Федерации возникает обязанность подтвердить необходимость земельного участка испрашиваемой площади для эксплуатации находящегося на нем объекта недвижимости.
- Земельные участки, предназначенные для эксплуатации расположенных на них объектов недвижимости, должны удовлетворять требованиям закона о соответствии площадей объектов недвижимости и земельного участка.
- Не поставленный на кадастровый учет участок выкупить нельзя.
- Не подлежат выкупу земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами, а также которые в данный момент ещё к ним не относятся, но планируются Генпланом отнести к участкам такого назначения. К примеру, приватизировать дорогу не получится даже если она идёт только к вашему участку. И тот факт, что сейчас Правила землепользования и застройки разрешают использовать участок под ваше здание, так же не имеет значения, т.к. они должны соответствовать Генплану.
- Выкупить землю не смогут иностранные граждане и юридические лица, так как это прямо запрещено ч. 3 ст. 15 Земельного кодекса РФ, но только участки, находящиеся на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ. Единственный район Калининградской области, где иностранцы смогут выкупить землю в собственность – это Гвардейский район. Ни в Калининграде, ни в Светлогорске или курортном Зеленоградске, ни в других районах и городах области сделать это не получится. Такая сделка не будет зарегистрирована Росреестром. При этом юридическое лицо будет считаться российским даже если его учредили на 100% иностранные лица, поэтому многие иностранцы создают дочерние компании.
- Разные права. Если здание, сооружение, расположенные на неделимом земельном участке находятся не только в частной собственности, но и на ином праве у государственных органов, учреждений, а равно на таком участке есть несколько зданий, одни из которых в частной собственности, а другие, к примеру, на праве хозяйственного ведения и (или) оперативного управления, то оформить в собственность также не получится.
- Если нет согласия подать совместное заявление у всех сособственников здания, то обязанности продать участок не возникает.
- Выкупить под объект незавершенного строительства не получится.
- Собственник разрушенного объекта недвижимости вправе требовать предоставления участка, занятого этим объектом, только после восстановления объекта.
Во всех указанных случаях остаётся только оформлять право аренды. Порядок оформления идентичен выкупу земли, но более подробно мы поговорим об этом в следующей статье.
Общий порядок выкупа земельного участка под существующие здание, строение, сооружение:
- Подача заявления собственника в уполномоченный орган власти, который ведает вопросами распоряжения имущества.
- В течение 10 календарных дней с момента получения уполномоченный орган проверяет соответствует ли заявление всем требованиям и приложены ли все документы. При этом орган должен указать конкретные причины возврата заявления. В случае возврат заявления ничего не мешает устранить нарушение и повторно подавать заявление столько раз, сколько будет необходимо.
- Проект договора купли-продажи (3 экз.) должен быть направлен уполномоченным органом в течение 30 календарных дней со дня получения заявления на выкуп или отказ в его заключении.
- Заключение договора купли-продажи и оплата стоимости участка
- Регистрация права собственности на земельный участок.
Уполномоченным органом (т.е. куда следует подавать документы) для муниципальной земли и земли, на которую госсобственность не разграничена, является администрация муниципалитета или его соответствующий комитет, отдел и т.п., для участков в собственности субъектов – орган по управлению госимуществом субъекта (в Калининградской области – Агентство по имуществу Калининградской области), для федерального имущества – в Росимущество.
Заявление на выкуп можно подать в МФЦ, напрямую в канцелярию (экспедицию) уполномоченного органа или почтой (рекомендуется отправлять заказным с описью вложения), к которому надо приложить следующие документы:
- документ, подтверждающий право собственности, если право не зарегистрировано в ЕГРН (к примеру, регистрационное удостоверение БТИ);
- аналогичный документ на выкупаемый земельный участок, если права на него не внесены в ЕГРН
- сообщение заявителя (заявителей), содержащее перечень всех зданий, сооружений, расположенных на выкупаемый земельном участке с указанием кадастровых (условных, инвентарных) номеров и адресных ориентиров зданий, сооружений, принадлежащих на соответствующем праве заявителю.
- доверенность на представителя, если подается не лично.
Законность регистрации объекта недвижимости
Нередко, как только собственник недвижимости обращается за арендой или выкупом участка под зданием, у уполномоченных органов возникают вопросы к законности возведения и регистрации расположенной на нём недвижимости.
С одной стороны, далеко не всегда такие претензии бывают необоснованными. Так до недавнего времени была распространена практика выкупа участков под явно некапитальными или вообще «виртуальными» объектами недвижимости. Такие схемы, активно практиковавшиеся ещё несколько лет назад, сейчас завершаются успехом значительно реже. В частности, в Московской области это связано с введением обязательного согласования выкупа аренды участков под зданиями участков на уровне с вынесением вопроса на МВК. Аналогичная ситуация с приобретением участков в связи с наличием на них плоскостных сооружений (дороги, площадки и т.д.), заборов, мелиоративных сооружений и иных «неполноценных» объектов недвижимости. В настоящее время судебная практика встала на однозначную позицию, что подобные объекты, даже если ранее право на них было зарегистрировано в ЕГРН, не являются недвижимостью, а представляют собой лишь улучшения земельного участка. В связи с чем не предоставляют исключительное право на выкуп или аренду участка без торгов.
Подземные и надземные инженерные сети, хотят и являются недвижимостью, также не дают права на приобретение участка, по которому проходят, т.к. их размещение возможно на основании сервитута.
С другой стороны – часто претензии возникают к законно возведенным объектам, действительно являющимся недвижимостью и не относящимся к самовольным постройкам.
В том числе нередки споры, связанные с:
- фактической капитальностью объекта по его физическим характеристикам;
- наличием разрешений на строительство и на ввод в эксплуатацию. В том числе в отношении объектов, возведенных до 1995 г. нередко приходится доказывать период их возведения;
- самовольной реконструкцией объекта (пристройкой или надстройкой);
- наличием на момент возведения объекта прав на участок, допускающих строительство. В первую очередь – при возведении капитального объекта на участках, предоставленных в аренду без права строительства;
- законностью регистрации объекта в упрощённом порядке (по декларации), как «вспомогательного».
Данная проблема актуальна в первую очередь для Москвы, где городское законодательство, формально, позволяет отказать в предоставлении участка при наличии любых признаков самовольного строительства или реконструкции. В том числе объектов, по которым давно истек срок исковой давности для требований об их сносе, незначительных по площади пристроек и надстроек и т.д. Однако суды часто признают такие отказы незаконными, особенно в случаях, когда ДГИ Москвы не обращался с иском о сносе объекта, или спор разрешён в пользу собственника.
Приобретение участка под объектами незавершённого строительства возможно только в аренду и только в специальном порядке для достройки объекта.
Кто может купить участок у государства
Чтобы иметь преимущественное право выкупа и купить земельный участок у государства по максимально низкой цене, нужно выполнить одно из следующих условий:
- На предоставленном в аренду земельном участке под ИЖС или ЛПХ, построить и ввести в эксплуатацию жилой дом, знание или сооружение. Выкуп участка под объектом строительства из аренды в собственность обойдется всего в 1,5-3% кадастровой стоимости для муниципальных земель и в 15-20% для земель городских;
- Чтобы купить землю у администрации сельского поселения, выгоднее всего стать главой крестьянско-фермерского хозяйства (КФХ). Стоимость выкупа будет определена на усмотрение сельской администрации и, скорее всего, будет близка к кадастровой, либо ниже;
- На предоставленной для сельского хозяйства земле более 3-х лет добросовестно выполнять условия аренды;
- Чтобы купить у государства землю, к который вы не имеете никокого отношения, придется выиграть аукцион по продаже земельных участков. Инициатором аукциона можно стать самому, либо стать участником уже инициированного районной администрацией или другим юридическим или физическим лицом аукциона (об этом ниже);
Как согласовать предоставление участка, если он не образован
Подайте заявление о предварительном согласовании в уполномоченный орган. Сделать это можно в самом органе, по почте, через портал государственных (муниципальных) услуг либо по электронной почте (пп. 2 п. 1, п. 2 ст. 39.14 ЗК РФ).
Формы заявлений для федеральных участков утверждены Минэкономразвития России. Формы заявлений, которые используют органы субъектов РФ и органы местного самоуправления, спрашивайте в этих органах.
В заявлении всегда указывайте сведения, перечисленные в п. 1 ст. 39.15 ЗК РФ. При этом цель использования участка опишите так: “размещение индивидуального жилого дома” или “размещение административного здания” и т.д. В качестве основания выкупа сошлитесь на пп. 6 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ. Реквизиты решения об утверждении проекта межевания спросите в местной администрации или поищите на ее сайте.
Как зарегистрировать переход права собственности на выкупленный земельный участок
Уплатите пошлину. Ее размер установлен в ст. 333.33 НК РФ.
Соберите следующие документы:
- документы, подтверждающие полномочия представителя ( ч. 9 ст. 18 , 4 ст. 15 Закона о регистрации недвижимости);
- договор купли-продажи – два подлинника ( ч. 3 ст. 21 Закона о регистрации недвижимости);
- паспорт представителя. Его копия нужна, если вы будете отправлять заявление по почте ( п. 4 ч. 12 ст. 18 Закона о регистрации недвижимости);
- документ об уплате пошлины;
- решение уполномоченного органа о предоставлении земельного участка.
Последние два документа необязательны. Но мы рекомендуем представить их, чтобы у регистратора не возникло сомнений в законности сделки.
Подайте эти документы совместно с представителем уполномоченного органа в ближайшие МФЦ или отделение Росреестра.
Заявление о регистрации составят там же при вас. Учтите, что Росреестр не везде принимает документы. Заранее уточните в ближайшем отделении Росреестра, ведут ли там прием. Можно также подать документы по почте или в электронной форме ( ч. 1 ст. 18 Закона о регистрации недвижимости).
Срок регистрации ( ст. 16 Закона о регистрации недвижимости):
- семь рабочих дней, если вы подадите документы в подразделении Росреестра;
- девять рабочих дней, если обратитесь в МФЦ.