Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Могут ли органы местного самоуправления устанавливать налоги». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Повторимся, что зачисляются практически все налоги в местный бюджет, перечень приводить не имеет смысла. Так как часть поступлений федерального или регионального бюджета возвращается субсидиями или иными трансфертами в муниципальную казну. Однако считать все фискальные обязательства и сборы муниципальными в корне неправильно.
БК РФ — документы Пленума и Президиума ВС
Пункт 5 статьи 12 НК РФ гласит: «Федеральные, региональные и местные налоги и сборы отменяются настоящим Кодексом». Трактовать его как полную отмену налогов нельзя.
Сбор взимается в связи с желанием плательщика обладать определенным правом (лицензией или разрешением).
Лицензия № 21-000-1-00048 от 11 апреля 2001 г. на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, выданная ФКЦБ России, без ограничения срока действия.
Комплексные ревизии, тематические проверки Администрации проводятся в соответствии с планами работы Администрации Новоюрковичского сельского поселения Климовского района и отдельными поручениями главы Администрации Новоюрковичского сельского поселения.
Комментарий к Ст. 12 Налогового кодекса
В пункте 1 комментируемой статьи законодатель определяет структуру системы налогов и сборов, устанавливаемых в Российской Федерации.
Система налогов и сборов в Российской Федерации отражает федеративное устройство Российского государства и представлена тремя уровнями:
1) федеральные налоги и сборы;
2) региональные налоги и сборы, т.е. налоги и сборы субъектов Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов;
3) местные налоги и сборы.
Выделение трех уровней системы налогов и сборов в Российской Федерации позволяет четко дифференцировать полномочия представительных органов различных уровней в отношении конкретных видов налогов и сборов.
Под федеральными налогами и сборами понимаются налоги и сборы, отвечающие одновременно двум условиям:
1) устанавливаются Налоговым кодексом РФ;
2) обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.
Как вводят или отменяют налоги
Один из признаков федеральных, региональных и местных налогов и сборов – это обязанность их уплаты на территориях РФ, субъекта РФ и муниципальных образований соответственно.
Пункт 5 статьи 12 НК РФ гласит: “Федеральные, региональные и местные налоги и сборы отменяются настоящим Кодексом”. Трактовать его как полную отмену налогов нельзя.
Этот пункт устанавливает право установления и отмены налогов только Налоговым кодексом, то есть федеральные, региональные и местные налоги и сборы устанавливаются и отменяются исключительно Кодексом. Их установление и отмена допускается только после внесения изменений в сам НК РФ.
Отмена налога – это исключение его из Кодекса. Главы НК РФ о транспортном, земельном налогах, налоге на имущество физлиц из НК РФ не исключены и продолжают применяться.
Выделять отдельные слова из контекста для толкования закона, более удобного для себя, нельзя.
Земельный налог устанавливается главой 31 «Земельный налог» Налогового Кодекса и нормативными правовыми актами представительных органовмуниципальных образований.
Налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения, на праве собственности, праве бессрочного пользования, праве пожизненного наследуемого владения.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах территории муниципального образования.
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года.
Налоговым периодом признается календарный год. Отчетным периодом для налогоплательщиков — организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признается первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года.
Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать размер ставки, предусмотренной федеральным законодательством. отдельным категориям налогоплательщиков предоставлены льготы.
Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Так, на территории г. Краснодара налог по итогам года уплачивается налогоплательщиками — организациями или индивидуальными предпринимателями не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Срок уплаты налога для налогоплательщиков — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, не может быть установлен ранее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Комментарий к ст. 15 Налогового кодекса
В комментируемой статье НК РФ содержится исчерпывающий перечень местных налогов и сборов.
В п. 4 ст. 12 НК РФ установлено, что местными признаются налоги и сборы:
а) устанавливаемые НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления;
б) вводимые в действие в соответствии с НК РФ нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления;
в) обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.
В ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 27.05.2014 N 136-ФЗ) муниципальное образование — это городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения.
При установлении местных налогов представительные органы муниципальных образований наделяются правом определять налоговые ставки, порядок и сроки уплаты местных налогов, если только эти элементы налогообложения не были установлены самим Налоговым кодексом РФ. Этими же органами муниципальной власти могут устанавливаться особенности определения налоговой базы по местным налогам, соответствующие налоговые льготы, основания и порядок их применения.
Установленные местные налоги вводятся в действие на территории муниципального образования в соответствии с Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о введении местных налогов. В таком же порядке принимается решение о прекращении действия местных налогов.
Особый порядок установления и введения в действие предусмотрен для местных налогов в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе. На территории указанных субъектов Российской Федерации местные налоги устанавливаются Налоговым кодексом РФ и законами Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя о местных налогах (то есть не решениями представительных органов муниципальных образований, а так же, как и в случае с региональными налогами, — законодательными органами субъектов Российской Федерации, на территории которых расположено местное самоуправление).
Исчерпывающий перечень местных налогов содержится в ст. 15 Налогового кодекса РФ, а основные элементы каждого местного налога установлены во второй части Налогового кодекса РФ и в ряде случаев дополнены в решениях представительных органов муниципальных образований в соответствии с полномочиями, переданными на муниципальный уровень.
Земельный налог Глава 31 НК РФ.
Налог на имущество физических лиц Глава 32 НК РФ.
В настоящее время в Российской Федерации взимаются два местных налога. Некоторые местные налоги и сборы, включенные в первоначальной редакции Налогового кодекса РФ в перечень местных налогов и сборов, так и не были в последующем установлены и введены в действие (например, налог на рекламу, местные лицензионные сборы). Другие же были отменены (налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения).
Федеральные, региональные, местные налоги
Под федеральными налогами и сборами понимаются налоги и сборы, отвечающие одновременно двум условиям:
- их устанавливает НК РФ;
- они обязательны к уплате на всей территории РФ.
Региональные налоги и сборы характеризуются следующим:
- устанавливаются НК РФ и законами субъектов РФ;
- вводятся в действие законами субъектов РФ в соответствии с НК РФ;
- обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов РФ;
- законодательные органы субъектов РФ при установлении регионального налога определяют налоговые ставки (в пределах, установленных НК РФ), порядок и сроки уплаты налога, формы отчетности, налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Законодательство запрещает устанавливать региональные налоги, не предусмотренные НК РФ (п. 5 ст. 12 НК).
Местные налоги и сборы:
- устанавливаются НК РФ и нормативными актами представительных органов местного самоуправления;
- вводятся в действие (в соответствии с НК РФ) нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления; обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований (городских или сельских поселений, муниципальных районов, городских округов либо внутригородской территории города федерального значения);
- представительные органы местного самоуправления при установлении местного налога определяют налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, формы отчетности, налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Местный налог – обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности муниципальных образований.
Местный сбор – обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определённых прав или выдачу разрешений (лицензий), либо уплата которого обусловлена осуществлением в пределах территории, на которой введён сбор, отдельных видов предпринимательской деятельности.
К местным налогам и сборам относятся:
Земельный налог;
Налогоплательщик: организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения
Объект: Земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования.
Налоговая база: Кадастровая стоимость земельных участков
Налоговый период: Календарный год
Налоговая ставка: Устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, но не могут превышать пределов установленных НК РФ.
Налог на имущество физических лиц;
Налогоплательщик: Физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения
Объект: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершённого строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
Налоговая база: Кадастровая стоимость объектов
Налоговый период: Календарный год
Налоговая ставка: Устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, но не могут превышать пределов установленных НК РФ.
Торговый сбор.
Плательщики сбора: признаются организации и индивидуальные предприниматели
Объект: Использование объекта движимого или недвижимого имущества для осуществления плательщиком сбора вида предпринимательской деятельности
Период обложения сбором: Квартал
Ставка сбора: Устанавливаются нормативными правовыми актами муниципальных образований
Нормативные правовые акты представительного органа муниципального образования, предусматривающие установление, изменение и отмену местных налогов и сборов, осуществление расходов из средств местного бюджета, могут быть внесены на рассмотрение представительного органа муниципального образования только по инициативе главы местной администрации или при наличии заключения главы местной администрации.
Виды местных налогов и сборов
К местным налогам можно отнести следующие:
1. Земельный налог. Российская система налогообложения предусмотрела введение этого налога с целью стимулировать рациональное использование земель со всеми вытекающими последствиями, а также в целях развития инфраструктуры на местах. Нормативная база состоит из двух уровней:
- законы федерального уровня;
- акты, издаваемые представительными органами на местах.
Для городов федерального значения, к которым относятся Москва, Санкт-Петербург, имеются свои особенности, однако они больше касаются порядка введения в действие указанного налога.
Устанавливая земельный налог, власть, чьим решением он вводится, также определяет:
- налоговые ставки;
- порядок уплаты;
- сроки уплаты.
При необходимости ими же могут быть предусмотрены в этих же законах:
- льготы по уплате налога;
- основания предоставления льгот;
- порядок предоставления льгот;
- величина суммы, которая не подлежит налогообложению у отдельных категорий налогоплательщиков.
Налогоплательщиками налога на землю являются:
- юридические лица – организации;
- физические лица.
Важным критерием для отнесения их к числу налогоплательщиков является наличие земельного участка, который им принадлежит на оном из следующих прав:
- собственности;
- пользования на постоянной основе;
- пожизненного владения, передаваемого в порядке наследования.
Физические и юридические лица, осуществляющие использование участков земли в соответствии с договором аренды либо по праву безвозмездного срочного пользования, исключаются из числа налогоплательщиков такого налога.
Объектов уплаты налога на землю признается участок земли, который территориально относится к муниципальному образованию, где властями самоуправления введен в действие такой налог. Исключением из этого правила выступают участки земли, которые:
- по законодательству РФ были изъяты из оборота;
- по законодательству РФ были ограничены в обороте.
Имущественные обязательства для граждан
Так, к местным налогам и сборам относятся обязательства, регламентированные в 32 главе НК РФ. ИН должны уплачивать все граждане, в собственности которых имеется недвижимость. Например, жилые дома, квартиры, гаражи, прочие сооружения и здания, а также объекты незавершенного строительства.
Предельно допустимые имущественные местные налоги и сборы 2021, перечень ставок:
- 0,1 % — для объектов незавершенного строительства площадью до 50 м², власти могут снизить ставку до 0 %, или увеличить до 0,3 %;
- 2 % — для недвижимости, стоимость которой свыше 300 мнл рублей, либо недвижимости, которая закреплена в перечне п. 10 ст. 378.2 НК РФ;
- 0,5 % — для остальной недвижимости.
Повторимся, что это только рекомендованные значения. Власти МО могут утвердить иные процентные ставки либо утвердить перечень льгот.
Местные налоги и сборы в 2019 году: перечень
Финансовое право Сальникова Л. Особенности местных налогов и сборов Местные налоги и сборы. Местные налоги , сборы , а также льготы по их уплате устанавливаются представительными органами местного самоуправления самостоятельно. Население непосредственно путем местного референдума , на собраниях сходах граждан или представительные органы местного самоуправления с учетом мнения населения могут предусматривать разовое добровольное внесение жителями средств для финансирования решения вопросов местного значения. Указанные налоги устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей ее территории. Конкретные ставки этих налогов определяются законодательными актами республик в составе РФ или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов , районов, городов и иных административно-территориальных образований, если иное не предусмотрено законодательным актом РФ.
Как устроена налоговая система?
Налоговая система – это совокупность налогов и сборов, установленных государством. Обязательные платежи должны делать как физические, так и юридические лица. В нашей стране существует три уровня налогов: федеральные, региональные и местные.
Федеральные налоги являются основным источником формирования федерального бюджета. Региональные – направляются в бюджеты субъектов Российской Федерации. Местные налоги пополняют казну муниципальных образований.
Бюджет – это финансовый план государства, в котором учтены все предстоящие доходы и расходы. Федеральный бюджет утверждается Государственной Думой, а региональные бюджеты – парламентами субъектов РФ. Местные бюджеты формируются мунициалитетами.
Налоги – это главный источников поступлений денежных средств для страны. Они идут на финансирование государственных расходов: национальную безопасность и правопорядок, здравоохранение, образование, культуру, науку, социальные нужды и т.д.
Письмо Минфина России о порядке установления и введения местных налогов
Действующее фискальное обязательство применяется исключительно на территории нашей столицы. Только власти г. Москвы регламентировали, что все компании и предприниматели, ведущие торговую деятельность, должны уплачивать в муниципальную казну дополнительный взнос. Данные местные налоги и сборы вводятся законом г. Москвы № 62 в ред. от 23.11.2016.
Не платить ТС могут только ИП, применяющие патентную систему налогообложения, а также производители сельхозпродукции.
Налоговые ставки по местным налогам устанавливаются в зависимости от площади и(или) размера, вида объекта налогообложения. Напомним, что объектом признают движимое и недвижимое имущество, используемое для торговли, как оптовой, так и розничной.
Так, к местным налогам и сборам относятся обязательства, регламентированные в 32 главе НК РФ. ИН должны уплачивать все граждане, в собственности которых имеется недвижимость. Например, жилые дома, квартиры, гаражи, прочие сооружения и здания, а также объекты незавершенного строительства.
Предельно допустимые имущественные местные налоги и сборы 2020, перечень ставок:
- 0,1 % — для объектов незавершенного строительства площадью до 50 м², власти могут снизить ставку до 0 %, или увеличить до 0,3 %;
- 2 % — для недвижимости, стоимость которой свыше 300 мнл рублей, либо недвижимости, которая закреплена в перечне п. 10 ст. 378.2 НК РФ;
- 0,5 % — для остальной недвижимости.
Повторимся, что это только рекомендованные значения. Власти МО могут утвердить иные процентные ставки либо утвердить перечень льгот.
Органы местной власти отечественным законодательством также наделены ограниченными полномочиями по установлению на подконтрольной им территории местных налогов и сборов.
Предоставление такого полномочия обусловлено отсутствием возможности в полной мере за счет республиканского и регионального бюджета обеспечить интересы базовых муниципальных округов, ввиду чего местное налогообложение и формирование местного бюджета призвано обеспечить именно местные интересы населения и территориальной единицы в целом, способствовать ее развитию.
Местные налоги и сборы – платежи, обязательные к уплате которые устанавливаются местной властью базовой административно-территориальной единицы в пределах прав и полномочий предоставленных таковой власти федеральным налоговым законодательством и НК РФ.
Как федеральные и региональные, налоги и сборы местного взимания входят в систему налогообложения Российской Федерации.
Характер таких налогов и сборов не отличается от иных обязательных платежей, подлежащих уплате в бюджеты вышестоящих уровней, носят ярко выраженный фискальный характер и призваны обеспечить материально расходы муниципального бюджета.
Система местных налогов и сборов также предусмотрена НК РФ и представлена исчерпывающим перечнем, как самих налогов, так и сборов. Государственная власть в лице местного самоуправления не может выйти за рамки этого перечня и установить дополнительные сборы либо налоги местного взимания.
Местные налоги представлены в виде налогов:
- федеральных;
- региональных;
- местных, введенных в действие органом самоуправления в пределах муниципалитета.
К местным сборам относят сборы:
- Федерального уровня;
- местного уровня.
В рамках региона введение сборов не предусмотрено НК РФ, а соответственно недопустимо, ввиду чего система сборов на территории всей страны представлена двумя уровнями.
К местным налогам можно отнести следующие:
1. Земельный налог. Российская система налогообложения предусмотрела введение этого налога с целью стимулировать рациональное использование земель со всеми вытекающими последствиями, а также в целях развития инфраструктуры на местах. Нормативная база состоит из двух уровней:
- законы федерального уровня;
- акты, издаваемые представительными органами на местах.
Для городов федерального значения, к которым относятся Москва, Санкт-Петербург, имеются свои особенности, однако они больше касаются порядка введения в действие указанного налога.
Устанавливая земельный налог, власть, чьим решением он вводится, также определяет:
- налоговые ставки;
- порядок уплаты;
- сроки уплаты.
При необходимости ими же могут быть предусмотрены в этих же законах:
- льготы по уплате налога;
- основания предоставления льгот;
- порядок предоставления льгот;
- величина суммы, которая не подлежит налогообложению у отдельных категорий налогоплательщиков.
Налогоплательщиками налога на землю являются:
- юридические лица – организации;
- физические лица.
Важным критерием для отнесения их к числу налогоплательщиков является наличие земельного участка, который им принадлежит на оном из следующих прав:
- собственности;
- пользования на постоянной основе;
- пожизненного владения, передаваемого в порядке наследования.
Физические и юридические лица, осуществляющие использование участков земли в соответствии с договором аренды либо по праву безвозмездного срочного пользования, исключаются из числа налогоплательщиков такого налога.
Объектов уплаты налога на землю признается участок земли, который территориально относится к муниципальному образованию, где властями самоуправления введен в действие такой налог. Исключением из этого правила выступают участки земли, которые:
- по законодательству РФ были изъяты из оборота;
- по законодательству РФ были ограничены в обороте.
2. Налог на имущество физических лиц.
Субъектами уплаты имущественного налога являются граждане (не только российские), выступающие собственниками имущества, которое в соответствии с федеральным законом облагается налогом. К такому имуществу причисляют:
- жилой дом, квартира либо комната;
- дача;
- гараж;
- иные строения, сооружения и помещения, а также доли в праве собственности на вышеперечисленное имущество.
Исчисление размера налога зависит от налоговой базы, которая ежегодно по состоянию на 01.01. рассчитывается в соответствии с суммарной инвестиционной стоимостью.
К местным сборам относятся лишь сбор с торговли. Однако действие права установления местным самоуправлением территориально ограничен. Такой сбор может вводиться лишь на территории нескольких административно-территориальных единиц, а именно:
- Москва;
- Санкт-Петербург;
- Севастополь.
Местные налоги: виды, особенности уплаты, льготы
Под федеральными налогами и сборами понимаются налоги и сборы, отвечающие одновременно двум условиям:
- их устанавливает НК РФ;
- они обязательны к уплате на всей территории РФ.
Региональные налоги и сборы характеризуются следующим:
- устанавливаются НК РФ и законами субъектов РФ;
- вводятся в действие законами субъектов РФ в соответствии с НК РФ;
- обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов РФ;
- законодательные органы субъектов РФ при установлении регионального налога определяют налоговые ставки (в пределах, установленных НК РФ), порядок и сроки уплаты налога, формы отчетности, налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Законодательство запрещает устанавливать региональные налоги, не предусмотренные НК РФ (п. 5 ст. 12 НК).
Местные налоги и сборы:
- устанавливаются НК РФ и нормативными актами представительных органов местного самоуправления;
- вводятся в действие (в соответствии с НК РФ) нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления; обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований (городских или сельских поселений, муниципальных районов, городских округов либо внутригородской территории города федерального значения);
- представительные органы местного самоуправления при установлении местного налога определяют налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, формы отчетности, налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Так же, как и в отношении региональных налогов, установление местных налогов и сборов, не предусмотренных НК РФ, запрещено (п. 5 ст. 12 НК РФ).
Налогоплательщиками признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности.
Объектом налогообложения являются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, а налоговой базой их кадастровая стоимость.
Величина максимальной налоговой ставки объектов, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения, занятых жилищным фондом, приобретенных для личного подсобного хозяйства составляет 0,3%, а для прочих категорий объектов налоговая ставка не может превышать 1,5%.
Налогоплательщиками являются физические лица — собственники имущества: жилых домов, квартир, дач, гаражей.
Ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.
Органы местного самоуправления могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости и типа использования объекта налогообложения.
Торговый сбор уплачивается фирмами и предпринимателями за ведение торговой деятельности, в отношении которой установлен сбор, на предназначенных для этого объектах движимого или недвижимого имущества.
От уплаты сбора освобождаются предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения, а также плательщики, работающие на ЕСХН.
Если же на территории муниципального образования или городе федерального значения введен торговый сбор, то не допускается применение ЕНВД.
- Налог
- Бухгалтерский учет
- Бухгалтерский баланс
- Оборотные активы
- Юридическое лицо
- Бухгалтерская отчетность (финансовая отчетность)
- Гражданско-правовой договор (ГПХ)
Принципы местных налогов и сборов
Местные налоги и сборы существуют и действуют по общим принципам всей налоговой системы страны. К числу таковых относятся следующие принципы:
1. Принцип справедливости. При введении в действие того или иного налога в расчет должно приниматься наличие объективной возможности у целевой группы налогоплательщиков уплачивать налог (сбор);
2. Принцип всеобщности и равенства налогообложения. Обязанность уплачивать платежи в бюджет при наличии законных оснований лежит на неопределенном круге лиц, которые равны в своих правах и обязанностях. Не допустимо необоснованное освобождение одних плательщиков от уплаты налога (сбора) и одновременном взимании его с других при одинаковых условиях.
3. Принцип экономической обоснованности. Установление налогов не может носить стихийный и произвольный характер, а должен иметь обоснование с экономической точки зрения. Их введение не должно посягать на права и свободы граждан, предусмотренные Конституцией РФ.
4. Принцип единства экономического пространства РФ. Налоги (сборы), которые каким-либо образом посягают на целостность экономического пространства страны, недопустимы. Обязательные платежи в бюджет не могут прямо либо косвенно влиять на свободу передвижения в пределах страны, как товаров (работ, услуг), так и финансовых средств. Любое препятствие допускаемой законом предпринимательской деятельности путем введения обязательных платежей запрещено.
5. Принцип соблюдения порядка установления налога (сбора). Налоги (сборы) которые не предусмотрены в НК РФ либо введены в действие с нарушением порядка не подлежат уплате.
6. Определенность налоговой обязанности. Нормативно при введении в действие обязанности по уплате в бюджет должны быть закреплены все элементы налогообложения. Формулировка налоговых правовых норм должна быть четкой, чтобы налогоплательщик четко знал за что, сколько, когда требуется уплатить в бюджет соответствующий налог.
7. Презумпция толкования налоговых сомнений в пользу налогоплательщика. При наличии размытых формулировок и сомнений в налоговых нормах их толкование осуществляется в пользу налогоплательщика.
В определении, каким является налог на имущество – местный или региональный – выделяют только местную трактовку. Взносы в бюджет делают все собственники, которые имеют в своей собственности имущество, являющееся объектом.
В представленных вопросах можно выделить следующие определения и факторы:
- плательщиками являются все собственники – если объект недвижимости имеет несколько долевых владельцев, уплачивать сбор должен каждый;
- объектом выступает любая недвижимость, прописанная в статье 401 НК РФ – жилое или нежилое помещение, гараж или машино-место, единый комплекс, сараи и прочие хозпостройки;
- оплата происходит до 1 декабря года, последующего за расчетным периодом – рассчитывается на основании имеющейся кадастровой стоимости на 1 января следующего года за расчетным периодом;
- ставки представляются, как 0,1%, 2% и 0,5% — для жилых объектов и хозяйственных построек, для объектов из списка статьи 378 НК РФ и для остального имущества, соответственно.
Местные налоги и сборы в 2019 году по наличию имущества могут быть уплачены за три предыдущих периода – за 2016, 2017, 2018 года.
Особенности местных налогов и сборов
Несмотря на схожесть местных налогов и сборов с общей характеристикой всей российской налоговой системы, местные налоги и сборы имеют свои отличительные особенности:
- средства, поступающие в соответствующий местный бюджет, подлежат расходам исключительно на нужны самого муниципального образования;
- налоги местного удержания аккумулируются в местном бюджете, вышестоящие бюджеты уровня региона или федерации распределяются в определенных пропорциях между всеми тремя уровнями, в том числе и местном.
- решение о введении и взимании соответствующих платежей лежит сугубо на местных органах власти;
- контроль за использование средств местного бюджета также осуществляется на местах органами самоуправления.
- широкий спектр полномочий по правовому урегулированию местного налогообложения, который заключается в возможности снижать ставки по налогам, устанавливать тем или иным категориям плательщиков налога льготы и привилегии.
Если налог федеральный, то это не значит, что деньги поступают только в федеральный бюджет. Например, налог на прибыль считается федеральным, но доход от него распределяется и в федеральный, и в региональный бюджет. Главная особенность верхней ступени налогообложения – налоговые органы всех регионов должны руководствоваться только Налоговым кодексом России, как было сказано ранее.
На местном уровне кроме НК РФ могут действовать и другие документы – указы и акты представительных органов муниципальных образований местных налогов.
Некоторые определения местные власти обязаны брать из Налогового кодекса: что облагается налогом, какое время охватывает налоговый период, как нужно считать налог. Остальные позиции – тарифы, крайние сроки уплаты и льготные категории – могут меняться.